Напомним, что речь о такой передаче идет уже давно. Один из аргументов: аккредитация ТО - несвойственная для РСА функция. Задача страховщиков - обеспечивать выплаты пострадавшим в ДТП. Техосмотр к исполнению этой функции не имеет отношения.
В заключении правительства на законопроект говорится, что подход по передаче полномочий поддерживается. Но реализация таких функций потребует увеличения штатной численности органа по аккредитации и дополнительных ассигнований из федерального бюджета. Ко второму чтению потребуются доработки.
Как считают операторы техосмотра, при смене аккредитующего органа возникнут дополнительные проблемы. Как минимум, операторам придется заново переаккредитовываться. А это - новые затраты. Причем довольно большие. Очевидно, что возмещать их придется конечным потребителям услуг. То есть автовладельцам.
Впрочем, в Росаккредитации считают иначе. Сумма первичного прохождения оператором аккредитации уже присутствует в расчете стоимости ТО, пояснили "РГ" в ведомстве. "В текущем рассмотрении не обсуждается вопрос поднятия самой стоимости техосмотра", - подчеркнули в ведомстве. Напротив, стоит задача снижения финансовой нагрузки на бизнес.
Вторая задача - обеление рынка. "Для всех нас не секрет, что до сих пор есть случаи продажи техосмотров без самой проверки автомобилей. Сейчас в рамках законодательства осталась достаточно значимая категория автотранспорта, которая подлежит обязательному техосмотру, - это те, кто непосредственно оказывает массовые услуги по перевозке граждан, в том числе детей. Очень важно, чтобы на дороги общего пользования выезжали только транспортные средства действительно прошедшие проверку", - отмечают в Росаккредитации.
Чтобы контролировать факт заезда машины в пункт техосмотра, Росаккредитацией была предложена модель использования цифровых инструментов контроля, в том числе с применением технологии искусственного интеллекта для анализа видеопотока с камер, которые уже установлены в пунктах техосмотра. Такой подход обсуждался со всеми участниками процесса и был принят как возможный инструмент. Для создания информационной системы по цифровому контролю ведомство разрабатывает концепцию и соответствующее финансирование, выделенное в тарифе на техосмотр.
Для передачи функций Росаккредитации потребуется выделение дополнительной штатной численности госслужащих. Ведомство запросило дополнительное финансирование на выделение средств на 10 штатных единиц - около 20 миллионов ежегодно. Сейчас в РСА эти же функции согласно штатному расписанию выполняют более 50 единиц, замечают в Росаккредитации.
Если и произойдет определенное удорожание техосмотра, то оно будет незначительным, считает президент Ассоциации операторов ТО Ростовской области Алексей Березовский. Повышение возможно в пределах 10% от действующих тарифов, а возможно, вообще никаких изменений не будет, полагает он.
Техосмотр проходят не каждую неделю, к тому же - это социальная сфера, здесь действует тарифное регулирование. Да это и не та форма бизнеса, которая подразумевает повышенные доходы. В каждом регионе тарифное регулирование свое, так как есть различная арендная плата, норма часа сотрудников, поясняет представитель отрасли.
Пока не все понятно и со сроками вступления в силу закона. В проекте прописано, что он вступает в силу с 1 марта нынешнего года. Это объясняется тем, что законопроект был разработан еще в 2021 году. И согласовали его именно в таком виде. Понятно, что ко второму чтению будут внесены соответствующие поправки. Возможно, дата вступления в силу будет смещена на 1 марта 2024 года. Дело в том, что у нас нормативные акты, касающиеся бизнеса, вступают в силу либо 1 марта, либо 1 сентября.
Законопроект предусматривает переходный период. То есть с марта страховщики перестанут аккредитовывать операторов и до 1 сентября должны будут передать все данные Росаккредитации. А вот как в этот переходный период будет происходить аккредитация новых операторов - пока непонятно. Законопроект такого механизма не предусматривает.