Соцсети уже давно используются не только для ведения личных блогов, но и в предпринимательской деятельности. Иной блог вполне можно приравнять к золотой жиле. Поэтому, как рассказала Елена Гринь на полях Петербургского международного юридического форума, юристами сейчас активно разрабатываются правовые подходы в сфере регулирования прав на деловые аккаунты в соцсетях.
"Судебная практика не стоит на месте, известны случаи правовых споров относительно социальных сетей, за рубежом вырабатываются отдельные правовые подходы к определению правовой природы аккаунтов в социальных сетях и к результатам творческого труда, которые размещаются на таких аккаунтах. Бизнес все чаще использует социальные сети как инструмент для рекламы товаров, работ и услуг. Блог может являться так называемой "витриной" онлайн-магазина. С учетом узнаваемости, оформления, количества подписчиков возрастает стоимость самого товара", - рассказала Елена Гринь.
Однако на практике возникают вопросы относительно оборотоспособности бизнес-аккаунтов. "Прежде всего, следует определить, может ли аккаунт в социальной сети являться результатом интеллектуальной деятельности. Блог можно рассматривать с точки зрения авторско-правовой охраны, однако только если аккаунт будет соответствовать критериям охраноспособности объектов авторских прав: творческому характеру труда и объективной форме выражения. Форма выражения в данном случае соответствует цифровой. Факт наличия творческого труда подлежит доказыванию в каждом конкретном случае", - отметила Елена Гринь.
С точки зрения права интеллектуальной собственности, аккаунт можно квалифицировать в качестве мультимедийного продукта.
"Таким образом, если аккаунт признавать результатом интеллектуальной деятельности, то должен решаться вопрос о наследовании прав на такие аккаунты как объекты, например, авторских прав. В нотариальной практике аккаунты рассматриваются как цифровые активы, которые включают в себя результаты интеллектуальной деятельности (фото, видео, тексты постов). Особую ценность представляют бизнес-аккаунты магазинов, известных личностей, которые приносят прибыль их владельцам, в том числе за счет рекламной деятельности", - прокомментировала юрист.
Она подчеркнула, что для наследования аккаунта в социальной сети в завещании потребуется указать место, где хранятся данные доступа к аккаунту (например, это могут быть пароли, сохраненные на USB-накопителе). Также рекомендуется передавать заранее свои пароли и логины для доступа к аккаунту.
"Кроме того, не стоит пренебрегать условиями пользовательских соглашений отдельных онлайн-платформ. Следует разграничивать доступ к аккаунту и наследование аккаунта как цифрового актива или как результата интеллектуальной деятельности. От этого зависят ответы на вопросы о том, вправе ли наследник извлекать прибыль от использования аккаунта в социальной сети умершего, будет ли возможность охранять личные неимущественные права автора", - резюмировала Елена Гринь.