- Мы жили одной большой, дружной семьей, но не без паршивой овцы, - сказала корреспонденту "РГ" Лариса Петрова.
По ее словам, одну из квартир снимала пьющая молодая женщина. Попойки, потасовки, скандалы были обычным делом. Жильцы жаловались участковому, но все без толку. А в тот вечер, около 22:00, квартирантка Наталья (имя изменено) вошла в кухню, где произошла утечка газа, и решила закурить.
- Взрыв был такой силы, что над кухней обрушилось деревянное перекрытие верхнего этажа, Наталья из кухни выскочила на лестничную клетку, а мой муж бросился в ее квартиру и вынес двух малолетних детей, - рассказала Лариса. Мгновенно занялся пожар. Утром 31 декабря люди на пепелище собирали уцелевшие вещи.
- Тех, кому негде было жить, поселили в гостинице "Авангард". Условия там спартанские: две кровати в комнатушке и тумбочка. У кого есть родственники, те к ним перебрались. Я вот у свекрови живу, здесь даже горячей воды нет, - говорит Петрова.
Владельцам сгоревших квартир выплатили по 150 тысяч рублей. Жильцы, квартиры которых залило водой при тушении, получили по 50 тысяч.
Но самое интересное началось потом. Погорельцы с удивлением узнали, что в день пожара их дом от чердака до подвала исследовал эксперт ООО "Крымская экспертиза". Он якобы совершенно случайно в тот день оказался в Ялте и то ли успел обследовать дом до пожара, то ли тушил его вместе с пожарными, потому что они закончили свою работу под утро. Дом эксперт признал аварийным. В тот же день мэрия Ялты приняла постановление N 4531-п "О признании многоквартирного дома N 23 по улице Таврическая в городе Ялта аварийным и подлежащим сносу". Оба документы датированы днем пожара - 30 декабря 2021 года.
Владельцев квартир и нежилых помещений постановлением мэрии обязали снести дом до 31 декабря 2026 года. В противном случае администрация Ялты сделает это сама, а земельный участок перейдет городу. О предоставлении собственникам сгоревших квартир другого жилья в постановлении нет ни слова. Дать квартиры обещают лишь тем, кто жил в доме по договору социального найма.
- Так ведь в нашем доме все квартиры, кроме одной, были приватизированы, - говорит жительница дома Ирина Сухомлинова. - Когда дом горел, на пожар приезжала мэр, перед камерами обещала, что нам всем дадут жилье, пусть не в новом фонде, но хотя бы на улице не оставят. Но так ничего и не выполнили.
Сама Ирина Валентиновна теперь живет в сарайчике рядом с домом. Уходить оттуда она никуда не хочет.
- У нас район хороший, тихий, Чайная горка называется, здесь неподалеку все городское начальство живет, - говорит Ирина. - Строить высотки на этом месте нельзя, под нами оползень, ну так все равно же строят. Вот рядом девятиэтажку поставили. И на наш участок глаз положили.
Все дело в дорогой ялтинской земле, которую уже присмотрели застройщики, уверены погорельцы. Отсюда и такая расторопность эксперта по недвижимости вместе с чиновниками муниципалитета. Землю под домом, а это почти 21 сотка, жильцы оформили в собственность госактом еще в украинское время, но в кадастре она почему-то оказалась без границ.
- Документы наши на землю в мэрии все время теряли, потом находили, - рассказала Ирина. - У нас ведь большинство жильцов люди пожилые, нам тяжело тягаться.
В список очередников на переселение из аварийного жилья погорельцы дома 23 на Таврической не попали. И, по их сведениям, в этой очереди уже сейчас шесть тысяч семей, не считая внеочередников.
- У нас жила одна семья с тремя детьми, вот их поставили в очередь на переселение из аварийного жилья, - добавляет еще одна жительница погорелого дома Валентина Тарасенко. - Но неизвестно, когда до них очередь дойдет.
Владельцы двух нежилых помещений подали иск в суд об отмене постановления мэрии о сносе дома. Часть жильцов их поддержала, они намерены самостоятельно восстановить жилье.
- Мы не оспариваем аварийное состояние дома, но хотим, чтобы его не сносили, а дали нам право провести реконструкцию, - заявила решившая судиться с мэрией Лариса Елисеева. - Дайте нам восстановить дом своими силами, вот и все.
Суд первой инстанции и Верховный суд Крыма встал на сторону мэрии Ялты. Сейчас иск находится в кассационной инстанции Краснодарского края. Погорельцы опасаются, что им не только не дадут квартиры, но и навяжут долг за снос дома.
- Мне показали справку о том, что балансовая стоимость всего нашего здания оценена в 6725 рублей. У меня просто дар речи пропал, когда я увидела такую сумму, - говорит Лариса Евсеева. - То есть людям выплатят компенсацию, исходя из этой стоимости здания, а землю просто изымут? Оставшись на улице, люди еще должны будут заплатить за снос здания.
В управлении жилищной политики администрации Ялты "РГ" подтвердили, что в программу расселения аварийного жилья вошли многоквартирные дома, признанные аварийными до 2017 года. Дом 23 на Таврической обещают включить в новую редакцию программы, когда будут ее принимать.
"В рамках этой программы собственники будут иметь право на получение выкупной стоимости квартиры либо переселение в благоустроенное жилое помещение, а жильцов муниципальных квартир будут переселять", - сообщили в управлении.
Пока же мэрия Ялты разработала квартирографию сгоревшего дома на Таврической и направила ее в министерство ЖКХ Крыма. Также в мэрии сообщили, что собственникам квартир никто не препятствует самостоятельно восстановить их сгоревшее жилье. Для этого они должны провести общее собрание и решить, что нужно делать в сгоревшем доме, капремонт или реконструкцию. Предварительно необходимо провести новое техническое обследование здания. Дальше мэрия будет контролировать выполнение этого плана.
- Неправда, что власти не поддерживают такой способ расселения аварийного жилья, потому что жители другого дома, корпуса Б по улице Киевской, 36, реализовали как раз такой план, - рассказала "РГ" первый заместитель главы администрации Ялты Евгения Бавыкина. - Они на собрании собственников приняли решение о капитальном ремонте сгоревших помещений второго этажа. Профинансировал капремонт собственник нежилых помещений первого этажа, а жители профинансировали текущий ремонт своих квартир. Это возможно, если захотеть.