Когда-то король танго Херман Корнехо впервые побывал в Москве по личному приглашению создателя и вдохновителя Чеховского фестиваля Валерия Шадрина - с тех пор его танцевальная компания каждый год представляет здесь свои жгучие действа. Его пластическим спектаклем "Дикое танго" откроется и мировая программа фестиваля 24 мая в Театре Моссовета.
Да и закрытие фестиваля 8 октября будет тоже аргентинским. Ой сгорим. Матиас Хайме представит постановку "Малево Экстрим". По словам Михаила Швыдкого, такая "аргентинская арка" получилась случайно, "но во всякой случайности есть закономерность. У фестиваля с давних пор очень хорошие связи с Аргентиной. Ведь Латинская Америка всегда была связана с Россией культурно. Но кроме аргентинских приедут и друзья из Китая, Индии, Вьетнама...".
Чеховский фестиваль проводится уже 30 с лишним лет, он стал давно событием мирового масштаба. Но в этом году впервые - без Валерия Шадрина. Президент Чеховского фестиваля Михаил Швыдкой, он же президент Международной конфедерации театральных союзов и спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, объясняет: "Весь нынешний фестиваль мы посвящаем Валерию Шадрину. В рамках фестиваля откроем две фотовыставки на бульварах, как памятный знак в его честь".
За день до открытия организаторы рассказали на пресс-конференции о главных событиях фестиваля. В программе - практически все жанры театрального искусства: от неизменной классики до танцевальных шоу, от уличных постановок до спектаклей на воде. Поражает и множество стран-участников. По словам гендиректора Карины Цатуровой, в этом году в фестивале участвует вся Латинская Америка, страны БРИКС и СНГ.
Приятно осознавать, что даже в нынешних, непростых, казалось бы, условиях удается сделать первоклассный фестиваль с зарубежными гостями, что подтвердил "РГ" и Михаил Швыдкой: "Мы говорили и будем говорить словами нашего президента Владимира Путина, что мы открыты для всех. Искусство не должно подчиняться политике. Для нас нет недружественных народов, а искусство создают народы. Поэтому в уличной программе у нас - и аргентинцы, и японцы, и испанцы".
Экспериментальный "Макбет: что сделано, то сделано" приедет из Индии. Казахстанская саундрама "Кулагер", вьетнамский кукольный театр на воде Тханг Лонг, танцевальная реплика исторического чайного сервиза от Китая, палимпсест бразильских "Трех сестер" по Чехову - глаза разбегаются. Своя программа у Чеховского фестиваля и в Екатеринбурге, и в Воронеже. Часть мировой и московской программ будет представлена осенью на Тихоокеанском театральном фестивале, "подведомственном" Чеховскому.
Идея фестиваля остается прежней: создавать единое культурное пространство без границ. В программе маститые коллеги соседствуют с новыми именами. Летом пройдет лаборатория молодых режиссеров стран СНГ, Балтии и Грузии, заявлена образовательная программа. Представленный в мировой серии спектакль "Муму" по мотивам Тургенева - результат работы фестиваля с молодежью. Режиссер Нарине Григорян - находка Валерия Шадрина и Владимира Панкова на Молодежном форуме. К тому же "Муму" - пример успешного международного сотрудничества армянского режиссера и узбекского композитора Артема Кима на сцене российского Театра на Таганке.
"Что интересно, - замечает гендиректор фестиваля Карина Цатурова, - некоторые зарубежные коллективы сами вышли с нами на связь, желая выступить на Чеховском фестивале. Поддержка министерства культуры и столичного департамента культуры тоже говорит о многом. Как говорил Валерий Иванович, за нас должны говорить наши дела. Надеюсь, мы достойно продолжим дело его жизни".
5 необычных спектаклей Чеховского фестиваля
"Кулагер", Государственный Академический театр для детей и юношества им. Мусрепова (Казахстан), 30 мая на сцене Театра им. Моссовета. В основе спектакля - поэма "Кулагер" классика казахской литературы Ильяса Джансугурова. История о казахском певце Ахан Серэ и гибели его любимого скакуна Кулагера, убитого завистниками во время скачек, представлена молодым режиссером Фархадом Молдагали в жанре саундрамы. Бег скакуна здесь равен бегу человека. Скачки - жизненным препятствиям. Звучание голосов и казахских народных музыкальных инструментов сочетается с тонким стилем джазового исполнения.
"Макбет: что сделано, то сделано", компания "Синематограф" (Индия), 14-17 июня на сцене Театра им. Моссовета. Шекспировский сюжет в трактовке режиссера Раджата Капура рассказывает о жадности, амбициях и чувстве вины. Маки Би - храбрый солдат и верный друг, чье падение начинается, когда он встречает трех сестер-пророчиц. Если бы не эта встреча, возможно, он остался бы праведником. Главные герои трагедии, как ни странно, - клоуны. Режиссер уверен: смелые темы требуют смелых персонажей и импровизации.
Традиционный кукольный спектакль на воде, Театр Тханг Лонг (Вьетнам), 15-18 июня на сцене Театра им. Маяковского. В одной из деревушек в низовьях Красной реки близ Ханоя крестьяне, коротая время в период обильных дождей, придумали свой собственный кукольный театр, сценой которого служили озера, пруды или затопленное поле, а куклами - огородные чучела. Главный герой - мальчик Тэу, что значит "смех". Каждый спектакль - набор коротких жанровых сценок из крестьянской жизни, в которой, при всей ее прозаичности, есть место извергающим огонь гигантским драконам, единорогам, фениксам.
"Чайное заклинание", компания Чжао Лян АРТ (Китай), 20-23 сентября на сцене Театра "Геликон-опера". Работы танцовщика и режиссера Чжао Ляна сродни философскому путешествию, где танец - лишь средство. Впервые в истории китайского театра на сцене вместо реквизита - реплика антикварного чайного сервиза, которым при жизни пользовался император Си-цзун в IX веке. Три персонажа - дровосек, офицер и монах - представляют три разных человеческих типа. Что происходит с каждым при встрече с прекрасной дамой?
"В Москву! Палимпсест", компания "Сетор де Ареас Исоладас" (Бразилия), 1-3 октября на сцене Театра "Школа драматического искусства". Этот спектакль родился из желания, которое испытывал, наверное, каждый: стереть и переписать прошлое. Взяв за отправную точку "Трех сестер" Чехова, артисты создают палимпсест, буквально - старый пергамент, текст которого был соскоблен, чтобы освободить место для нового. "Как жить дальше? Стоит ли предпринимать какой-либо шаг? Почему так трудно устоять? И почему бы не поехать в Москву?" - так формулирует идею постановки режиссер Ада Луана.
Полную афишу можно посмотреть на сайте фестиваля.
Подготовила Инга Бугулова