22.05.2023 11:53
Культура

Безотказная сила воздействия: В Екатеринбурге прошел фестиваль, посвященный советскому композитору Араму Хачатуряну

Текст:  Лариса Барыкина
Арам Хачатурян, чье 120-летие последует в ближайшие дни, сегодня фигура парадоксальная. Один из самых известных в мире композиторов, его "Танец с саблями", по данным ЮНЕСКО, звучит на планете каждые 2-3 минуты, "Спартак" - эмблематичный балет Большого театра, а вальс к драме Лермонтова "Маскарад", наверное, хоть раз слышал каждый.
Читать на сайте RG.RU
В Екатеринбурге прошел международный фестиваль "Арам Хачатурян"

Между тем в последние десятилетия его произведения почти не звучали в филармонических залах, как и многих других композиторов советской эпохи. Хачатурян стал фигурой умолчания, огромный пласт его сочинений в самых разных жанрах - музыкой, "которую мы потеряли". Но, к счастью, не везде и не навсегда.

В Свердловской филармонии, известной своим нестандартными подходами, решили не просто "отметиться" юбилейным концертом, а провести Международный фестиваль "Арам Хачатурян. Արամ Խաչատրյան". Цель форума многогранна. Конечно, представить портрет юбиляра, при этом не композитора из "славного прошлого", а художника, чьи сочинения звучат вполне актуально и сегодня. А еще - открыть Хачатуряна слушателям новых поколений не только как автора нескольких популярных шлягеров, но композитора с широким диапазоном музыкальных жанров - от крупных симфонических полотен до камерных творений. Явить его общепризнанный международный масштаб и постоянную связь с родной Арменией. Прочертить впечатляющий творческий путь. Напомнить о связях композитора с Уралом, где он провел несколько лет в эвакуации, задумал и написал свои знаменитые сочинения, где в прежние годы всегда звучала его музыка, в том числе и под его дирижерским управлением.

В память о великом Араме Хачатуряне

Музыкальная программа четырех филармонических вечеров сложилась как идеальный сонатный цикл: открытие и финал в виде симфонических концертов были роскошным обрамлением. В середине - два камерных вечера, музыка для солирующих инструментов: скрипки, альта, виолончели, арии для голоса и фортепиано, знакомство с неизвестным Хачатуряном, лириком и философом. Тонких ценителей камерного музицирования набирались полные залы, не говоря уже о симфонических программах - там яблоку негде было упасть. А еще было фестивальное превью, концерт в одном из областных филармонических филиалов, в Краснотурьинске. Фестиваль-оммаж в целом сложился как процесс постижения уникального художественного мира одного их крупнейших композиторов XX столетия.

Открывать публике этот мир собрались в Екатеринбурге известные армянские и российские музыканты, а также два оркестра Свердловской филармонии: Уральский филармонический (УАФО) и Уральский молодежный (УМСО) под предводительством лидера "молодежки" Дмитрия Филатова. "Взрослому" оркестру досталось открытие и крупнейшие концептуальные сочинения Хачатуряна: Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром и масштабная Вторая симфония "с колоколом", созданная в годы войны. Солировал победитель Конкурса Чайковского 2011 года Нарек Ахназарян, представший крупным музыкантом, у него виртуозная техника, а у виолончели - богатый звук.

Молодежный оркестр на закрытии фестиваля порадовал публику самым известным и любимым, а потому, кстати, и очень сложным: звучали сюиты из балетов "Спартак" и "Гаянэ", а также легендарный Скрипичный концерт Хачатуряна - пожалуй, единственное инструментальное сочинение, которое никогда не исчезало из мировой концертной практики. Его играл известный скрипач Карэн Шахгалдян, соединяя в своей трактовке темперамент и мягкую интеллигентность. В камерных программах фестиваля на сцену выходили альтист Максим Новиков, пианистка Сона Барсегян и сопрано Арцвик Демурчян, а также екатеринбургский кларнетист Михаил Смирнягин. Но львиную долю всех камерных сочинений играли музыканты из Трио имени Хачатуряна: Шахгалдян, виолончелист Карен Кочарян и пианистка, профессор Ереванской консерватории и глава Дома-музея Хачатуряна Армине Григорян. Хорошо известный в музыкальном мире коллектив из Армении стал и движущей силой фестивального проекта.

Почему Арам Хачатурян не хотел писать "Танец с саблями"

К обширной музыкальной программе было решено добавить выставку "Арам Хачатурян. Лица эпохи". И надо было видеть филармоническую публику, завороженно застывающую перед историческими фотографиями. Вот знаменитое фото - трио великих советских композиторов: Прокофьев, Шостакович, Хачатурян. Вот - в семейном кругу. Или многочисленные поездки по миру, где композитора, оказывается, принимали как первых космонавтов: встречи с европейскими и восточными царствующими особами, самыми знаменитыми западными артистами. Прекрасная экспозиция и лекция Армине Григорян перед концертом-открытием давала возможность ощутить, хотя бы в приближении, масштаб личности большого художника и общественного деятеля, а еще выдающегося педагога: в его классе учились композиторы Андрей Эшпай, Микаэл Таривердиев, Алексей Рыбников, Владимир Дашкевич и многие другие…

Всеобъемлющая полнота и гармоничность жизнеощущения Хачатуряна сегодня воспринимаются почти как утраченный рай. Он, несомненно, был художником большого стиля и сокрушительного темперамента, его музыка всегда предлагает целостную картину мира, раскрывающуюся в предельных контрастах от грандиозного до интимного. А прекрасные мелодии и зажигательные ритмы, как показал фестиваль, всегда будут иметь безотказную силу воздействия.

Классика Екатеринбург