Из этого вытекает падение реальных доходов населения, - говорит директор Института социально-экономических исследований при Финансовом университете Алексей Зубец. - Кроме того, важным тормозом потребительской активности являются страхи людей. СМИ полны всякой тревожной информации - из зоны военных действий, по поводу новых пакетов санкций... В этих условиях люди не спешат расставаться с деньгами и предпочитают экономить. Поэтому я не вижу серьезных оснований для того, чтобы модель поведения поменялась со сберегательной на активную потребительскую".
Инфляционные ожидания населения заметно возросли. Согласно опросам ИнФОМ, в 2023 году граждане ожидают инфляцию 12,2%, в то время как верхняя граница прогнозного коридора ЦБ РФ на 2023 год не превышает 8%, а ориентир на 2024-й предполагает замедление показателя до 4%.
Если население более склонно копить, нежели тратить, то его сбережения являются, по сути, отложенным спросом и могут способствовать разгону инфляции.
Цены в России начали расти еще в 2020 году. В 2021-м инфляция была уже вдвое выше целевого уровня. В 2023 году она, по прогнозам, тоже вряд ли будет низкой. Отсюда изменения в экономическом поведении граждан. Их потребительская уверенность, согласно опросам, начала снижаться во всех возрастных группах, кроме самой старшей. Но желание одновременно и тратить, и сберегать осталось неизменным. С той лишь разницей, что в декабре 2022 года желание сберегать одержало верх над желанием тратить: доля опрошенных, предпочитающих откладывать деньги, а не расходовать их на дорогостоящие товары, увеличилась до 54,3%. Большинство респондентов оценивают текущее время как хорошее и для совершения крупных покупок, и для сбережений.
По результатам совместного исследования, проведенного аудиторско-консалтинговой группой "Технологии доверия" и аналитического центра НАФИ, потребительские настроения россиян несколько улучшились. Доля тех, кто ожидает сохранения текущего уровня своих расходов на продовольствие и промтовары, постепенно растет. Но, как бы то ни было, экономическая ситуация заставляет россиян экономить. Аналитики ЦБ отмечают, что граждане все реже позволяют себе дорогостоящие покупки и все чаще проявляют склонность к сбережению.
Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор. Они отмечают устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Тем не менее, как сообщил Центробанк, потребительские настроения россиян пока застыли на максимуме 2018 года. То же и в отношении сберегательных настроений. По опросам ИнФОМ, проведенным по заказу ЦБ, в июле 2022 года более 70% респондентов не смогли ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов заявили лишь 7% (в первом квартале было 18, во втором 14). Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29% выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется появлением параллельного импорта.
Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте 2022 года, и в первом квартале наблюдался рост расходов на 4,7%. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2%. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки?
"Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада, подготовленного Центром развития ВШЭ. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17%, а свежих фруктов - на 13%), отказом от привычных услуг и развлечений.
Конечно, у каждой семьи свои потребительские стандарты. Структура потребления каждого человека может отличаться от среднестатистической, поэтому наблюдаемая инфляция обычно выше официальной. Вопрос лишь в том, приведут ли инфляционные ожидания к фактическому росту потребительских цен.