27.05.2023 13:05
В мире

Накануне второго тура президентских выборов Стамбул живет своей обычной жизнью. Репортаж корреспондента "РГ" из столицы Турции

Текст:  Николай Жуков ("Российская газета", Стамбул)
По правому ряду мимо пробки, покрякивая мигалками, бодро протискивается вереница представительских машин. "Эрдоган поехал. Какой человек!", - говорит водитель такси и поднимает вверх одновременно глаза и руку, показывая свое уважение к действующему президенту.
Читать на сайте RG.RU
Стамбул в преддверии второго тура выборов президента Турции

Кортеж, правда, на президентский не очень похож, но Реджеп Тайип Эрдоган в конце недели действительно был в Стамбуле - завершал свою предвыборную кампанию накануне назначенного на 28 мая второго тура выборов. "В это воскресенье мы, возможно, сделаем самый важный выбор в нашей жизни. Мы должны принять решение, которое коснется не только нас, но и будущего нашей страны, наших детей", - заявил он во время встречи с женщинами в городском конгресс-центре.

Голосование в воскресенье предстоит действительно решающее, и результаты его могут серьезно изменить политический курс страны. Соперник Эрдогана, кандидат от оппозиционной коалиции Кемаль Кылычдароглу, назвал второй тур президентских выборов в Турции "референдумом". Так он, похоже, хотел не только подчеркнуть важность выборов, но и зазвать на голосование как можно больше своих сторонников, и в первую очередь молодых. Именно от голосов молодежи, согласно прогнозам, во многом будет зависеть результат выборов. Выбор слов лидером оппозиции, однако, вызвал неприятие в лагере Эрдогана. "Если мы проводим референдум, то мы его уже выиграли в первом туре", - сказал в эфире телеканала tvnet министр промышленности Турции Мустафа Варнак. По словам Варнака, то, что происходит сейчас в стране - "это гонка, в которой соревнуются два человека", а Кылычдароглу, называя все это референдумом, просто показывает, насколько он слабый соперник.

Для подобных заявлений у сторонников действующего президента есть все основания. Пока все говорит в пользу того, что по итогам предстоящего голосования победит Эрдоган. На этой неделе его поддержал выбывший в первом туре кандидат в президенты от крайне правых Синан Оган. По мнению социологов, это должно увеличить почти пятипроцентный разрыв между действующим президентом и лидером оппозиции еще как минимум на несколько пунктов.

Правда, один из участников правой коалиции Огана, лидер Партии победы Умит Оздаг, напротив, перешел на сторону Кылычдароглу. По словам Оздага, на него произвело большое впечатление данное оппозиционным кандидатом обещание выдворить из Турции всех беженцев. "Я закрывал глаза и мне казалось, что это я говорю", - комментировал он высказывания Кылычдароглу. Но говорят также, что в случае своей победы оппозиция пообещала партии Оздага три места в правительстве.

События в США и Турции могут существенно укрепить рубль в июне

Впрочем, в центре Стамбула об этой напряженной политической борьбе напоминают лишь редкие предвыборные плакаты и растущий с каждым днем курс иностранной валюты в обменных пунктах. Оба кандидата в президенты обещают побороть инфляцию, хотя и разными методами. Эрдоган намерен и дальше продолжать текущую политику правительства, нацеленную на снижение процентных ставок, а Кылычдароглу планирует, наоборот, эти ставки повысить. Но обычные турки, в экономические обещания политиков, судя по всему, не слишком верят и на всякий случай запасаются валютой.

"Терроризму придет конец", - обещает с большого плаката на набережной Золотого рога лидер оппозиции. Терроризм - еще одна центральная тема этих выборов. С ним оба кандидата тоже обещают решительно бороться, но при этом в лучших традициях любых политических кампаний, свойственных не только Турции, взаимно обвиняют друг друга в связях с признанными террористическими Рабочей партией Курдистана и движением Гюлена.

Предвыборная реклама Кылычдароглу в Стамбуле явно доминирует, что, по всей видимости, связано с политическими предпочтениями местного электората. В первом туре выборов оппозиция тут победила, хотя и с небольшим отрывом. Но понять все это, не зная статистики, довольно сложно.

Российский сенатор Константин Косачев: Окончательный исход выборов может стать для Турции судьбоносным

Вечером Стамбул встает в пробках, на площади Таксим появляются усиленные наряды полиции, а в небе начинает кружиться полицейский вертолет. Но в остальном ничего не меняется. Пешеходная улица Истикляль заполнена расслабленными людьми. В магазинах толпятся туристы, в кафе и ресторанах нет свободных столиков, из переулков доносится живая музыка. Обычный вечер пятницы. На многочисленных прохожих сверху, с баннера у офиса своей партии партии, покачиваясь, поглядывает Кылычдароглу. С каждым дуновением ветра лицо лидера турецкой оппозиции меняет свое выражение - от снисходительной улыбки до призывающей к ответственности строгости.

Но туркам пока не до этих строгих призывов. Свою ответственность граждане будут проявлять в воскресенье, когда отправятся на избирательные участки - интерес к выборам, если верить статистике, в стране очень большой. Впрочем, даже высокая явка уже не дает Кылычдароглу особых надежд. "Оппозиция не смогла правильно прочитать общество", - говорят турецкие социологи и почти в один голос пророчат, что второй тур выиграет Эрдоган. В нескольких кварталах от Истикляля с большого плаката действующий президент смотрит немного уставшим взглядом куда-то вдаль. Часть его лица закрывает дерево, в сумерках напоминающее букет цветов. Кажется, что он уже празднует свою победу.

Турция