Главная цель поездки стала уже понятной в ходе одного из первых мероприятий: встречи с зарождающимся на Кубе предпринимательским сообществом. Представители малого и среднего бизнеса слушали пространные рассуждения Борреля и даваемые им от имени Брюсселя обещания всячески помочь в развитии их страны. Впрочем, тут же политик указал местным предпринимателям, какую именно Кубу они должны строить. "Куба могла бы стать, и я уверен, что станет, карибской Майоркой", - сравнил Боррель гордое и независимое государство с одним из испанских Балеарских островов в Средиземном море. Вот только такой тон, а также попытки превратить страну с богатейшей историей исключительно в место пляжного отдыха не понравились в первую очередь самим кубинским бизнесменам.
"Нам, представителям частного сектора, не хотелось бы строить страну, которую бы сравнивали с другими городами. Мы не хотим, и я говорю это со всем уважением, быть похожими на какой-то город или какую-то страну. Мы хотим быть карибской Гаваной, мировой Гаваной", - спустил Борреля с европейских небес на кубинскую землю Ониэль Диас Кастельянос, глава местной консалтинговой фирмы AUGE.
Примечательно, что в ходе этой встречи европейцы вновь подтвердили свое реальное отношение к свободе слова: столь продвигаемое ими одно из фундаментальных прав человека заканчивается ровно тогда, когда эти самые "свободные слова" становятся для них неудобными.
На встречу Борреля с бизнесом были приглашены все аккредитованные на Кубе журналисты. Мероприятие проходило в одном из популярных арт-пространств кубинской столицы. Заранее подтвердил свое участие и корреспондент "РГ". Не было никаких проблем и на входе: дежурная проверка аккредитации, и до начала встречи остается еще около 20 минут. Но вот только воочию увидеть явление Борреля не удалось.
Отвечающие за работу со СМИ сотрудники представительства ЕС в Гаване, судя по всему, не могли допустить, чтобы представитель столь ненавистной им страны принял участие в этом мероприятии. Об этом российскому корреспонденту, извиняясь, сообщил один из кубинских дипломатов, отвечающих за работу зарубежной прессы. Пребывая в некоторой растерянности, он сказал: "Извини, но представительство ЕС не хочет, чтобы на мероприятии присутствовали журналисты из России". Принявшие это решение европейцы не сочли нужным лично объяснить причины такой дискриминации.
В своем выступлении Боррель никак не смог обойтись без указаний, как и с кем должна дружить Гавана. Но особенно наигранно прозвучало со стороны европейского чиновника осуждение жесточайшей блокады, которой Куба уже более 60 лет подвергается со стороны США. Масштабные санкции, введенные Вашингтоном, Боррель назвал всего лишь "напряженными отношениями" и пожелал, чтобы ситуация улучшилась.