По данным областного департамента гражданской защиты и пожарной безопасности, все не так уж и плохо. Если сравнить площадь, пройденную огнем, нынче она ненамного превышает прошлогоднюю (22 тысячи гектаров против 20,3). Но в этом году возгорания вплотную приблизились к населенным пунктам.
К пожароопасному периоду в регионе готовились: например, с 1,4 до 10 метров увеличили ширину минерализованных полос. Такая работа проводилась в 857 населенных пунктах. До конца года протяженность минполос планируют увеличить более чем вдвое - до 6570 километров. Но хватит ли 10 метров, если огонь способен и реку, и четырехполосную дорогу перескочить?
- Во времена СССР делались полосы шириной 100 метров, - рассказывает предприниматель Юрий Жбанов, член общественного совета при областном департаменте лесного комплекса. - Лет 10 назад разрабатывался проект создания противопожарных разрывов по всей области. Даже при верховом пожаре такие полосы минимизировали бы ущерб для СНТ и деревень, расположенных у кромки леса. На древесину с этих делянок проводили аукцион, отдавали их под вырубку. Кто вырубал, тот и следил за минполосой.
Далее: власти отчитались, что провели закупку оборудования. Парк пополнили шесть пожарных автоцистерн (планируется приобрести еще 9), 10 тракторов МТЗ-82. Предусмотрены средства областного бюджета на приобретение еще двух полуприцепов-тяжеловозов, шести автомобилей УАЗ-Фермер, двух полуприцепов-тяжеловозов, одного экскаватора и тягача. По словам Андрея Михновича, директора областного департамента гражданской защиты, "парк техники областной противопожарной службы обновлен практически на 60 процентов". Заключены контракты на привлечение вертолетов (двух Ми-8, Ми-26, а также Ка-32) и самолета Ил-76. А площадь авиапатрулирования самолетами Ан-2 и Ск-12 "Орион" при общем налете 1764 часа составит 9885 километров. Не всякий регион может себе такое позволить.
- Каждый год закупаем трактора, но случись что - их опять нет. Почему? - задается вопросом Юрий Жбанов. - Либо их количество считают по несоответствующим ситуации нормативам, либо техника не на ходу, либо поломки слишком частые, а служба ремонта инертна. Она бы должна летать с объекта на объект, а ее порой не дождешься. Для пополнения материальной базы можно было бы направить заявки в Росрезерв на покупку пожарных поездов, насосных и перекачивающих станций. Но пока такой возможностью не пользуются.
К техническим недочетам можно отнести и нехватку средств связи. Лесники об этом буквально кричат с 2021 года. Радиус действия раций недостаточен, трудно услышать друг друга на большом пожаре. Да и есть эти рации не у всех. Нужны модели, работающие на определенных частотах, а при масштабных возгораниях - стационарные антенны. Необходима единая коммуникация для наземных и воздушных сил пожаротушения.
Опять обратимся к официальным отчетам. Они гласят, что усилен кадровый состав: численность лесопожарных формирований "Тюменской авиабазы" увеличена на 40 человек (до 2940), личный состав пожарно-спасательных подразделений МЧС - на 144 человека за три года. Стало больше отдельных постов, теперь подразделения противопожарной службы Тюменской области есть в 209 населенных пунктах, с 1 июля прибавится еще 13. К 2026 году под их защитой будет 93 процента городов и сел Тюменской области, численность сотрудников к 2025 году планируется увеличить в 3,5 раза. Впрочем, все равно останутся небольшие деревни, где невозможно создать профессиональные подразделения.
- Штатной численности, может, и хватает, но достаточно ли командиров? - рассуждает наш эксперт. - Должно быть так: подняли коптер, провели рекогносцировку, раздали поручения - всем все понятно. Действовать надо как на фронте, на передовой. Сейчас же в лесу командуют одни, в полях - другие. А на стыке кто? Вот в Тюменском районе знаю, кто всем руководит: и полковников строит, и со всеми лесниками знаком.
По данным, поступающим из муниципалитетов, почти 1,5 миллиона жителей региона прошли противопожарную подготовку - по сути, каждый третий тюменец. Даже у чиновников эта цифра вызывает сомнения. По словам Михновича, реальное количество обученных людей - около 200 тысяч. Вероятно, тех, кто когда-то где-то прослушал какие-то программы, посчитали несколько раз - по каждому курсу. О качестве таких знаний отчеты не расскажут.
- Уверен, что для эффективности, не для статистики, нужно всех лесников заранее усадить за парты, - считает Жбанов, - и учить их, как мобилизованных, в полях, проводить "общее боевое слаживание". Недообученность приводит к непониманию, как действовать. Кто, например, сейчас знает, как в советские времена тушили торфяные пожары? Их не просто проливали водой по нормативу одна тонна на квадратный метр, но еще и закольцовывали очаг траншеей, наполненной водой.