На самом деле, проблем очень много и даже трудно сказать, какие из них первостепенные, а какие еще могут подождать. Если говорить обо всех четырех субъектах, то ДНР и ЛНР в каком-то смысле немного легче, ведь они восемь с половиной лет были независимыми и сразу равнялись на Россию. Поэтому после исторического референдума о вхождении в состав РФ без раскачки стали форматировать свое законодательное поле по российским стандартам.
- С 30 сентября 2022 года у нас внесено 92 законопроекта, направленных на интеграцию в законодательное поле РФ, - рассказал председатель Народного совета ДНР Владимир Бидёвка. - Сейчас работаем над законопроектом о деятельности мировых судей.
Сегодня Донбасс выстраивает работу государственной службы и просит федеральный центр учесть особенности ДНР. Ведь в республике восемь лет работали все институты власти, хотя и по своим собственным законам.
- Мы просим, чтобы стаж с 2014 по 2022 год, когда мы еще не вошли в состав РФ, был засчитан в стаж госслужбы по российскому законодательству, потому что в это время люди не только работали в аппарате управления ДНР, но и рисковали жизнями, - говорит Владимир Бидёвка.
Другая проблема - подтверждение инвалидности гражданами с ограниченными физическими возможностями. Здесь существует правовой прецедент, созданный Крымом во время своего переходного периода. Суть его в том, что люди с пожизненной инвалидностью получили подтверждение этого статуса автоматически, без бюрократической волокиты. Донетчане хотели бы перенести этот опыт на свою почву.
В Луганской народной республике готовятся к выборам местного парламента и главы ЛНР. Для этого уже подготовлен целый пакет законодательных актов и проблем с проведением выборов здесь не ожидают. Но необходимо срочно решить вопросы разграничения собственности на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, чтобы не остановилась экономическая жизнь региона.
- Акционерные общества, существовавшие у нас, были зарегистрированы в упрощенном порядке, поскольку их владельцы находятся в Киеве. Но на сегодня вступает в силу российское законодательство, которое обязывает провести общее собрание акционеров, уведомить всех участников в установленном порядке, следовать правовой процедуре, - поделился подробностями первый заместитель председателя Народного совета ЛНР Дмитрий Хорошилов. - Но надо понимать, что никто из Киева нам никаких сведений не предоставит. Поэтому в этой части нужны также какие-то изменения в федеральном законодательстве. Нужен упрощенный порядок регистрации, чтобы наши предприятия не остановились, не пришли в упадок, а работали на благо жителей ЛНР.
Вопрос о распоряжении имуществом один из самых острых сейчас для новых российских субъектов. Еще в декабре один из городов ЛНР получил в подарок от России 50 новых автобусов. Но вот уже полгода они без движения стоят в парке вместо того, чтобы выйти на маршруты. Причина все та же: если строго следовать букве закона, ни один орган власти в ЛНР сейчас не имеет права распоряжаться этой собственностью, говорят представители республики. И это только один из множества аналогичных примеров.
- На переходный период нужно наделить правительство правом разграничивать собственность и распоряжаться ей, - считает Дмитрий Хорошилов.
А вот другая история. На время переходного периода луганчане просят разрешить местным предприятиям, не имеющим лицензии на проведение реставрационных работ, проводить первоочередной ремонт памятников истории и культуры, чтобы они не пришли в упадок. Если это не сделать сейчас, потом и реставрировать нечего будет.
Вопросы распоряжения собственностью волнуют и руководителей Херсонской области. Прорехами в законодательстве готовы воспользоваться недруги новых субъектов России.
- Представьте, те, кто покинул область, уехал на территорию врага, они сейчас имеют трехлетнее право на обжалование решений наших органов власти, право на восстановление своих имущественных прав, - рассказал глава Военно-гражданской администрации Веселовского района Запорожской области Алексей Бычков. - Например, фермерское хозяйство мы передали во внешнее управление, люди вложили в него большие деньги, работают, но теперь спустя год, объявляется этот беглый фермер, который вел подрывную деятельность, и теперь он заявляет свои права на это хозяйство. Это неприемлемо и недопустимо.
Напротив, инвесторам, вкладывающим средства в новые территории, нужно давать российское гражданство по упрощенной процедуре, считает менеджер. Так делает Турция, и ее опыт имеет смысл перенести на нашу почву. Действительно, проблем и путей их решения у новых регионов сейчас очень много, но все они требуют изменений на уровне федеральных законов страны. Поэтому Комиссия Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ уже создала Рабочую группу, которая обобщит все предложения и будет связующим звеном между правительством РФ, Государственной думой и новыми субъектами России. Задача у всех одна - насколько это возможно быстро и безболезненно пройти переходный период, и дальше выстраивать жизнь ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в одном законодательном поле со всей страной.