На слаботочную электронику приходится намного меньший процент возгораний: на телевизоры 3,4%, на компьютеры и периферию также 3,4%, на аудио- видеоаппаратуру - 1,2%.
Почему вообще происходит возгорание таких устройств? Одна из причин - это неисправность зарядных устройств и блоков питания. В МЧС считают, что из-за неисправности зарядок происходит до 86% возгораний смартфонов, планшетов и мобильных телефонов. Подавляющее количество эксцессов происходит именно с недорогими внешними зарядками для портативных устройств, так как они в большей степени подвержены физическим повреждениям, производятся очень большим количеством компаний, где не всегда проходят строгий технический контроль, и имеют очень маленькие габариты, что мешает их охлаждению при нагреве.
Второй по частоте, но первой по медийной известности причиной возгорания являются литий-ионные аккумуляторы различных беспроводных устройств и пауэрбанков.
Причин самовозгорания аккумуляторов несколько: производственный брак, физические повреждения, старение аккумуляторов и зарядка при высокой температуре окружающей среды.
Литий-ионные аккумуляторы состоят из анода и катода, разделенных тонким полимерным изолятором, и органического раствора солей лития, которым залита электрохимическая ячейка. Чаще всего самовозгорание является следствием короткого замыкания внутри электрохимической ячейки. Обычно это случается из-за производственного дефекта, механического повреждения или из-за "прорастания" цепочек металлического лития через изолятор (эффект старения). После того как происходит короткое замыкание, аккумулятор начинает нагреваться. В результате нагрева начинается химическая реакция между электролитом, анодом и катодом, выделяется кислород, происходит термический разгон и возгорание. В итоге температура аккумулятора может достигать 900 градусов, что приводит к разрушению корпуса и даже взрыву. Помимо внутреннего короткого замыкания существуют и другие причины самовозгорания: перегрев, неправильная зарядка с одновременным несрабатыванием микросхем защиты, которым оборудованы все современные аккумуляторы. Разумеется, производители давно знают обо всех этих проблемах и решают их. Но так как они должны обеспечить компактность беспроводных устройств, то максимально уплотняют их внутренние компоненты, что ухудшает защищенность гаджетов от перегрева и физических повреждений.
Отметим, что если короткое замыкание в бытовой технике, работающей с напряжением 220 вольт, должно приводить к срабатыванию автоматического предохранителя или УЗО в электрощите, то на короткое замыкание внутри литий-ионного аккумулятора эти защитные устройства не отреагируют. А с учетом высокой температуры горения, помимо гарантированного разрушения самого устройства, горящий аккумулятор может повредить другое имущество или стать причиной пожара.
Что советуют производители и эксперты для того, чтобы избежать таких ситуаций
Во-первых, все категорически не рекомендуют оставлять заряжаться устройства, уходя их дома.
Во-вторых, в случае физических повреждений (падения смартфона или пауэрбанка) проверить, не происходит ли при зарядке нагрев аккумулятора. В случае нагрева нужно прекратить использовать гаджет, отнести его в сервис-центр или утилизировать.
В-третьих, не заряжать устройства на летнем солнце, под подушкой или в любых других условиях, когда затруднено его охлаждение.
В-четвертых, не использовать "ноунейм" девайсы, оснащенные аккумуляторами, и менять старые аккумуляторы только на брендированные.
Что делать, если ваш гаджет уже загорелся
Эксперты, представители ритейла и юристы прокомментировали для "РГ" действия их владельцев в подобных случаях.
В Ozon отметили, что на карточке товара указано, кто обеспечивает его гарантийное обслуживание. Если технику продает сам маркетплейс, то клиент может обратиться в партнерские сервисные центры, список которых есть на сайте, если же гарантийная поддержка идет от продавца, то варианты решения ситуации с неисправностями лежат на его стороне.
Генеральный директор коммуникационного агентства iTrend Павел Житнюк обращает внимание, что в соответствии с законом о защите прав потребителей покупателю нужно обращаться к продавцу: "Далее продавец в своем или ином сервисном центре определяет, что делать с устройством, отправлять производителю, делать замену и пр. В случае "параллельных" схем завоза товара обычно это делается в гарантийном СЦ продавца, который обслуживает бренды, ушедшие из России. Если же есть авторизованный брендом сервисный центр - это делает он. Все это, естественно, во время гарантийного срока. После конца гарантии никто ответственности не несет".
Председатель Союза потребителей Российской Федерации Петр Щелищ также советует обращаться во всех спорных случаях не к производителю, а к продавцу. В связи с прекращением работы в России ряда вендоров и санкционированного параллельного импорта, совет обращаться к производителю в большинстве случаев неисполним, считает Щелищ: "И прежде, до санкций, потребители весьма редко обращались с претензиями к качеству товара к его изготовителю, находящемуся, как правило, весьма далеко от места их нахождения. В полном соответствии с российским законом они предъявляли претензию продавцам, у которых купили некачественный товар, и те ее удовлетворяли, при необходимости проверив ее обоснованность, либо отвергали, и тогда потребитель мог обратиться в суд, который мог обязать продавца удовлетворить исковые требования.
В случае, если пользователь не согласен с решением сервис-центра продавца относительно причины возгорания, он может обратиться в независимую экспертную организацию для проведения экспертизы.
"Такая организация должна иметь лицензию на проведение соответствующих исследований. После проведения экспертизы организация выдаст соответствующие документы, в которых будет указана причина возгорания. Если экспертизой было установлено, что имел место заводской брак, то отвечать должен производитель. Однако потребитель может не иметь информации о производителе товара, и поэтому он обращается с иском к продавцу товара, а уже продавец предъявляет соответствующие требования к производителю", - говорит адвокат Софья Рубасская.
Если виноват производитель, а товар был завезен по параллельному импорту, то ситуация становится значительно сложнее, чем в случае российского производства товара, но она также решаема в рамках российского законодательства.
"В этом случае продавец товара может обратиться с иском к компании, у которой товар был приобретен, а уже она может предъявлять соответствующее требование компании-производителю в другой стране, даже если ее офиса нет в Российской Федерации, - отмечает Рубасская и приводит пример, когда произошло возгорание литий-ионной батареи, причинившей материальный ущерб владельцу устройства. - Гражданин выбрал правильную стратегию действий - он обратился за помощью к юристу и провел соответствующую экспертизу в независимой экспертной организации. С документами экспертизы о заводском браке юрист обратился в суд с исковым заявлением в отношении продавца, а уже продавец затем разбирался с производителем и получил от него возмещение понесенных убытков".