27.06.2023 23:59
Культура

Как играть Моцарта? Дневник 8-го дня конкурса Чайковского

Текст:  Айдана Кусенова
После двух дней небольшой передышки в Москве и в Санкт-Петербурге стартовали финальные прослушивания по специальностям "фортепиано", "скрипка" и "виолончель".
/ Пресс-служба конкурса
Читать на сайте RG.RU

Но эти два дня были не менее насыщенными - 25-го числа определились финалисты по специальностям "деревянные духовые инструменты" и "сольное пение". Конкурсанты по специальности "медные духовые инструменты" начали прослушивание II тура на следующий день - 26-го июня.

Пока конкурсанты репетировали с оркестром, члены жюри посетили дом русского музыкального гения Петра Чайковского в Клину, где зазвучал рояль композитора в исполнении Лю Шикуня. По старой доброй традиции члены жюри посадили сирень на территории музея-заповедника. А Владимир Виардо провел мастер-класс для будущих лауреатов конкурса в Центральной Музыкальной Школе.

Третий тур предполагает выступление с двумя концертами, один из которых является обязательным сочинением Чайковского - единственный концерт для скрипки, два концерта для фортепиано и Вариации на тему рококо для виолончели. Впрочем, в этом году программу скрипачей усложнили - вторым крупным сочинением стал концерт для скрипки Вольфганга Амадея Моцарта (на выбор № 3-5). Некоторые профессионалы считают это "облегчением" - согласитесь, технически Моцарта сыграть легче, чем того же Сибелиуса, к примеру.

Но не техникой одной можно выиграть. Действительно, концерты Моцарта не так уж часто выбирают в качестве сочинения на выбор, в силу своей обманчивой и мнимой технической легкости, и в противовес совершенно сложной художественной части. Мелодист Моцарт - тонкий и чуткий художник. Его музыка невероятно светлая, изящная, но не лишенная глубины мысли. А разучивание и исполнение его сочинений подобно поиску ответов на сложные жизненные вопросы. Как играть Моцарта? - самый главный и наболевший вопрос в жизни любого музыканта. Ответ постоянно ускользает из-под пальцев, теряясь в груде литературы, мнений и интерпретаций, а вместе с этим еще и надо прислушаться к педагогу. Но если найти собственный подход - можно считать себя состоявшимся артистом. Да и с Чайковским разве все просто? Это масштабные полотна, заключающие всего гения Чайковского - задушевную русскую песню, лирику композитора, бравурные фанфарные эпизоды и сложнейшие каденции. Все сочинения, выносимые на конкурс, известны широкой публике, ошибаться в них крайне опасно - слушатель уловит каждую неверную ноту. Тем более, что все мы помним, как Денис Мацуев выступил с I частью концерта на открытии, задав тон всего конкурса.

Лирическая "русскость". На Конкурсе Чайковского подведены итоги первых туров среди пианистов

В первый день скрипачи Даниил Коган (Россия) и Ке Хи Ким (Южная Корея) совпали программой (что, очевидно, не так уж и сложно) - Концерт для скрипки с оркестром №5 Ля-мажор, К. 219 и Концерт для скрипки с оркестром Ре-мажор, ор. 35 Чайковского. Но выступления их были абсолютно разными. А вместе с ними Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина. Оба скрипача показали себя как два зрелых артиста, исполняющие музыку с блеском, с толком, с расстановкой. Оба артиста имеют хорошее чувство формы, очень сжато преподнеся все части концертов, но не монотонно - а с контрастами. Великолепно звучал оркестр, не забивающий динамикой солиста, а помогая ему - здесь низкий поклон маэстро. И даже детали в виде мелких ошибок у солиста не смогли нарушить всю картину.

У пианистов обстановка была не менее яркая. Героически сопровождал троих исполнителей легендарный коллектив - Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова под управлением Алексея Рубина. Станислав Корчагин взял зал Вторым концертом Сергея Прокофьева, Мао Сюаньи покорила всех лирическим Вторым концертом Иоганнеса Брамса. Ярко и блестяще завершил первый вечер Сергей Давыдченко с программой, как у Станислава - со Вторым концертом Прокофьева. Уже в первый день все артисты выступили превосходно и завоевали публику. Как среди них выбрать победителя - тяжелая задача для жюри.

Впереди 2 дня финала у пианистов, скрипачей и виолончелистов.

27 июня стали известны результаты II-го тура по специальности "медные духовые инструменты". Финал у них и двух других специальностей - "сольное пение", "деревянные духовые инструменты" - пройдет 29 июня.

Оркестр Utopia Теодора Курентзиса исполнил Третью симфонию Малера в Вене, Берлине и Афинах
Классика