Время трансформации
Инвестиции немцев - важная страница в истории местной экономики. В новейшие времена самым известным проектом такого рода стало, пожалуй, дочернее предприятие Siemens - первое в России с 1916 года. Трансформаторный завод открылся в 2012-м, став одним из якорных резидентов индустриального парка "Масловский". Из-за санкций головная организация стала терпеть убытки от прежде успешного бизнеса в России и приняла решение о его продаже. Теперь завод носит нейтральное название "Воронежский трансформатор" и принадлежит энергетической компании "Интер РАО". Как и прежде, он проектирует, выпускает и обслуживает силовые и тяговые трансформаторы.
- Из наших конкурентов с рынка за прошлый год не ушел никто. Все остались и нагло начали воровать технологии, пользуясь тем, что Siemens не сможет защищаться. Главным соперником стала АФК "Система", куда, например, переманили группу наших конструкторов. Мы проспали внезапный рост цены на технарей, пришлось вводить удерживающие бонусы, - признал генеральный директор завода ООО "Воронежский трансформатор" Игорь Иванов. - Эта ситуация характерна для многих отраслей. Если технолог, скажем, в металлургической компании получал 70 тысяч рублей и уволился, то новые кандидаты запросят уже 140 тысяч... У нас ставился вопрос о повышении зарплат, но, если это сделать, подорожает конечная продукция. А сможем ли мы продать ее по такой цене? Московский завод АФК закончил год с убытком...
На фоне слухов о том, что предприятие Siemens закроют, удержать персонал было тяжело. Топ-менеджеры, правда, не дрогнули, хотя их звали в том числе в Европу - в материнскую компанию. Удержали в том числе и эмоции: "Мы столько вложили в этот завод!" В структуре Siemens он считался одним из лучших. Неблагоприятная ситуация сильно ударила по корпоративной культуре. Воровства на воронежском предприятии не было 20 лет, медные детали в цеху лежали спокойно. Сейчас кражи случаются.
По основным материалам проблем с закупками нет. По вспомогательным - возникли трудности.
- Усилилась монополия поставщиков. Так как рынок узкий, по некоторым позициям в России нашим требованиям соответствуют единичные предприятия. К примеру, обмоточный провод может делать только один завод. Регуляторы напряжения придется закупать только в Китае, - рассказал Игорь Иванов. - Испытательные станции для нашего оборудования производились в Швейцарии и Германии. Изоляционные материалы ищем в Турции, в Индии. Локализация такого производства в России невыгодна: она окупится при рынке от 20 миллионов евро, а у нас он в 2,5 раза меньше. То же самое касается выпуска КРУЭ - они даже на атомных станциях импортные. Впрочем, по сравнению с турбинным бизнесом проблемы в электротехнике - это еще цветочки.
Тяжелые металлические корпуса для воронежских трансформаторов теперь делают в Белгороде: ближе поставщиков не нашлось на те деньги, которые завод был готов платить. Альтернативу немецкой химии удалось создать в Подмосковье - специалисты из Хотькова очень быстро воспроизвели составы нужных смол и лаков.
Вместо системы управления ресурсами предприятия SAP внедрили российскую 1С. А вот с инженерным ПО для автоматизированного проектирования вопрос остается открытым.
Налетела хрусть
"Дочке" американской Kellogg Company кризисные условия 2022 года помогли нарастить объем производства. ООО "Келлогг РУС", в подчинении которого три завода и 1500 человек, увеличило свою долю на внутреннем рынке готовых сухих завтраков и печенья на 11 процентов. На экспорте потрясения почти не сказались, так как его основным направлением были страны СНГ.
Международная компания пришла в Россию в 2008 году, приобретя активы группы United Bakers. Стратегической площадкой выбрали столицу Черноземья, там производят печенье и крекеры. В Вязьме (Смоленская область) и Пскове выпускают готовые завтраки. Суммарный оборот трех предприятий - около 10 миллиардов рублей.
- Более 60 процентов нашего бизнеса приходилось на продажи чипсов Pringles (их завозили с фабрик в США, Европе и Азии. - Прим. ред.). С февраля 2022 года из-за неопределенности с валютными курсами произошла полная остановка импорта. Вдобавок на тот момент у нас не было свободных средств, поскольку мы выплатили дивиденды материнской компании, - вспоминает генеральный директор ООО "Келлогг РУС" по России и СНГ Светлана Коновалова. - Пришлось максимально нарастить локальное производство с минимальными инвестициями и на фоне всех потрясений: мобилизации, отъезда специалистов. И когда с рынка начали уходить конкуренты, мы оказались в выигрыше. Например, второй по объемам производитель готовых завтраков в России - Nestle - решил вывести из страны все иностранные бренды. Заказчики стали просить нас: "Спасайте!" Из-за перебоев с поставками сырья большинство поставщиков печенья и завтраков вовремя выполняли лишь 60-70 процентов заказов. Мы удержали уровень сервиса, формальные показатели бизнеса в 2022-м соответствовали норме прошлых лет.
Так, воронежский завод "Келлогг" уплатил в казну более 900 миллионов рублей (без учета персональных налогов и взносов). В 2023 году он, по прогнозу, немного увеличит объем производства (с 26 до 27 тысяч тонн). В развитие филиала компания готова вложить более 80 миллионов рублей.
Из-за санкций и сбоев в логистике осложнились поставки натуральных красителей и ароматизаторов - скажем, пищевая добавка из редиса производится в Англии, пояснил директор ООО "Келлогг РУС" по логистике и цепям поставок Вадим Мельников:
- Мы получили 34 отказа партнеров от поставок сырья, материалов и запчастей. Пришлось поменять в рецептурах 115 компонентов (например, перешли с твердых масел на жидкие, хотя для приема такого сырья требовалось специальное оборудование). И добились при этом 13-процентной экономии. Например, из-за нехватки картона начали фасовать часть ассортимента в пластиковые пакеты: оперативно разработали дизайн, провели тесты, адаптировали производственные линии. Для замены запчастей обратились на завод имени Кирова - там разобрали английские редукторы и выточили нам нужные детали. Получилось в 15 раз быстрее и в 20 раз дешевле, чем при поставках из-за рубежа.
Уязвимым местом остается производственное оборудование. Сейчас на заводах "Келлогг", как и на многих других предприятиях пищепрома, работают датские и немецкие линии. Создавать альтернативы пытаются в Санкт-Петербурге, но в период раскачки их качество может быть ниже.
Непросто наладить и свою систему кибербезопасности. Для всех подразделений американской компании ее обеспечивали из единого центра.
- Зато когда ушла необходимость отчитываться перед головной организацией, наша команда в России просто взорвалась креативом. Мы воплощаем идеи, которые нам раньше точно бы зарубили! - подчеркнула Светлана Коновалова.
В декабре было подписано предварительное соглашение о покупке ООО "Келлогг РУС" группой компаний "Черноголовка". Идет согласование сделки с госорганами.
Сменили базу
Прошлогодний "исход" айтишников не обошел Воронеж стороной. Одним из первых этот удар испытало местное подразделение международной компании DataArt. Бизнес перерегистрировали под брендом ITentika, и его направленность изменилась кардинально.
- Да, уехало огромное количество сотрудников, в основном молодежь, и наш "заводик" потерял многие ключевые функции. Ранее доля российских клиентов у филиала DataArt составляла около четырех процентов. Инфраструктура располагалась в РФ и Украине. Теперь почти все наши клиенты находятся в России. В коллективе осталось большинство senior-разработчиков и архитекторов, много сисадминов, - сообщил директор по производству компании ITentika Александр Чиченин.
К счастью, специалисты компании еще во время пандемии научились эффективно работать на удаленке - это помогло вписаться в новую реальность. Проблемы с поставкой техники удалось решить.
Первоочередной задачей стала помощь бизнесу в переходе на альтернативное ПО, так как иностранные вендоры в одночасье оставили бывших клиентов без сервиса и доступа к архиву за пять лет. Хотя крупные компании заплатили за внедрение продуктов сотни миллионов долларов.
- Мы заместили нескольким предприятиям потерянные базы данных. Переквалифицировались на отечественные решения: перешли с Oracle на PostgreSQL, с Amazon Web Services на "Яндекс Cloud", - рассказал Чиченин. - Заменили собой IT-отделы нескольких компаний, где был большой отток senior-специалистов. Пытаемся делать АСУ ТП - качественных систем управления технологическими процессами, разработанных в России, на сегодня нет. К сожалению, IT-отделы предприятий не делятся своей экспертизой. Формально у них разработка получается дешевле, чем у нас, но иногда это иллюзия и реально общая сумма проекта выше. Просто не все умеют ее правильно высчитывать.
Воронежцы хотели бы закрепиться на рынке как разработчики технологических решений полного цикла на аутсорсе. Между тем компании пока более склонны брать айтишников в штат, нежели привлекать стороннюю команду, варьируя ее численность и специализацию в зависимости от конкретных задач.