О подготовке аналога МЦД в Севастополе стало известно в 2021 году. Планировалось открыть два маршрута по существующим путям - от железнодорожного вокзала до Камышовой бухты и до Золотой балки в Балаклаве. Часть пути неэлектрифицирована, поэтому будут задействованы рельсовые автобусы РА-3 российского производства на дизельной тяге.
Проект разбили на этапы. Первым делом следовало реконструировать систему автоблокировки на участках пути, чтобы интервалы между поездами регулировались автоматически. Интервал движения в часы пик поначалу должен составить 30 минут, а в перспективе - сократиться до 15. На маршрутах будет 14 станций. Две платформы - Севастополь-пассажирский и Инкерман I - реконструируют, еще восемь построят.
Контракт на проектирование стоимостью 130 миллионов рублей был заключен в декабре 2021 года с Петербургским государственным университетом путей сообщения. Срок исполнения - до 11 ноября 2022 года. Однако подрядчик столкнулся со сложностями, о которых не было известно при заключении контракта. В частности, в границах проектирования оказалось несколько объектов культурного наследия, в том числе и памятники Херсонеса Таврического. Расположение новых станций также следовало согласовать с проектами реконструкции дорог. Все это затянуло подготовку документации.
Как сообщил заместитель гендиректора Крымской железной дороги Эмиль Зиядинов в ответе на запрос "РГ", по условиям договора подрядчик должен был выполнить комплекс изыскательских работ с представлением результатов, а также подготовить проектную документацию. По причине неисполнения договорных обязательств контракт был расторгнут.
Однако идея севастопольской городской электрички не похоронена. По словам Зиядинова, КЖД сейчас передает функции заказчика ФКУ "Ространсмодернизация" Минтранса России. Это связано с централизацией исполнения госпрограммы развития Крыма и Севастополя.
Проект действительно важен для города. По данным городских властей, население Севастополя выросло с 2014 года более чем в 1,5 раза, инфраструктура едва справляется с потоками транспорта, поэтому городские электрички могли бы притупить остроту проблемы и взять на себя часть пассажиропотока.
Кроме того, городская электричка поспособствует укреплению экономики города.
- Электричка даст толчок инвесторам для обустройства инфраструктуры вокруг станций, - считает вице-губернатор Севастополя Павел Иено. - Движение электрички предстоит синхронизировать с остановками и маршрутами общественного транспорта. Трассировка и остановочные пункты войдут в генплан города.