Этот орган стал основным регулятором сферы обращения лекарственных препаратов (ЛП). Процесс пересмотра регламентирующих документов продолжается постоянно, способствуя взрывному росту разработок собственных лекарственных средств и повышению доступности инновационных зарубежных препаратов.
Для ускорения выхода ЛП на рынок сроки рассмотрения заявок на клинические испытания и на регистрацию были значительно сокращены. Ориентация на дополнительную клиническую ценность при рассмотрении препаратов существенно изменила ландшафт доступных лекарств.
Очень долгий период большинство одобряемых в Китае противоопухолевых препаратов были химиотерапевтическими средствами, и большинство - дженериками. Если в период с 2005 до 2018 года власти Китая одобрили 499 противоопухолевых препаратов, среди которых только 40 препаратов были новыми, то за три года активных реформ, с 2018 по 2021 год, из 161 нового препарата инновационными были уже 56 продуктов. За эти три года в онкологическую службу поступило 39 таргетных препаратов, шесть биоаналогов, 8 препаратов иммунотерапии. Кроме того, в 2021 году были одобрены два варианта терапии химерными антигенными рецепторами (CAR-Т-клетками). Периоды выхода на клиническую фазу для перспективных противоопухолевых препаратов, которые вошли в клиническую фазу в США, резко сократились, отставание по выводу инновационных препаратов составляло в 2021 году всего один год, в сравнении с 7-9 годами в период до реформы.
Ускоренные программы допуска препаратов на рынок
С 2007 года в Китае было разработано несколько программ стимулирования вывода лекарств на рынок, которые повышают мотивацию разработчиков к внутренним инновациям. В пересмотренном Положении о регистрации лекарственных средств возникла программа Специального обзора (Special Review - SR). Обозначение SR присваивалось новым препаратам, демонстрирующим существенные клинические преимущества для лечения тяжелых состояний. Лекарства с таким обозначением получали дополнительное внимание и помощь со стороны регулятора, хотя сроки рассмотрения не укорачивались. В 2015 году была представлена программа Приоритетного обзора (Priority Review - PR), которая до сих пор применяется к новым препаратам - как локальным, так и зарубежным, демонстрирующим существенные клинические преимущества, для неотложных состояний (например, основные инфекционные и орфанные заболевания), а также к новым или модифицированным лекарственным средствам для педиатрии.
Обозначение PR сокращает продолжительность рассмотрения досье на препарат до 130 дней, причем срок рассмотрения может быть сокращен и до 70 рабочих дней, если препарат уже продается за границей. Для рассмотрения и утверждения регистрации препарата без обозначения PR могло потребоваться более двух лет. Правда, увеличение штата регулятора позволило сократить этот срок до 300 дней в 2019 году и примерно до 200 дней в 2020-м.
С 2017 года появилась программа Условного одобрения (Conditional Approval - CA). Она применяется к лекарствам и медицинским устройствам, предназначенным для лечения серьезных, угрожающих жизни состояний, существенных неудовлетворенных медицинских потребностей или орфанных заболеваний, когда клинические данные на ранней или средней стадии могут быть использованы для прогнозирования клинических преимуществ. Обозначение CA позволяет NMPA одобрить лекарства на основании выдающихся результатов ранних испытаний или суррогатных конечных точек. Для этих случаев установлен ускоренный шестимесячный период рассмотрения (для орфанных препаратов - три месяца). Именно в рамках этого регулирования в Китае были быстро зарегистрированы вакцины от новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В 2020 году в Положении о регистрации лекарств появилась новая категория - Терапия прорыва (Breakthrough Therapy - BT). Обозначение BT применяется к новым лекарствам, которые используются для профилактики и лечения заболеваний, серьезно угрожающих жизни или влияющих на ее качество, для которых не существует эффективной профилактики и лечения, или по сравнению с существующими мерами лечения имеется достаточно доказательств, доказывающих очевидные клинические преимущества. Регистрацию препаратов, получивших обозначение BT, можно ускорить за счет интенсивного взаимодействия с властями, при этом такие препараты потенциально могут идти и по пути CA и PR. Так, 46 совершенно новых противоопухолевых препаратов получили статус BT и стали доступны населению в 2022 году.
Признание зарубежных клинических исследований
Важной новацией стало облегчение доступа на китайский рынок препаратов, которые не были клинически изучены у китайского населения. В июле 2018 года NMPA опубликовало "Техническое руководство по принятию данных зарубежных клинических испытаний лекарств". В соответствии с этим документом при подаче заявки на регистрацию в Китае инновационного препарата, клинические исследования которого проводились за границей, спонсор должен проанализировать этническую чувствительность китайского населения по сравнению с некитайским населением. При этом предусматривается, что этническая чувствительность может оцениваться на ранних фазах клинических испытаний путем сравнения фармакокинетики между китайскими и некитайскими участниками. В зависимости от стадии исследования анализ этнической чувствительности может проводиться на основе данных in vitro или литературных данных, на основе азиатских клинических данных или на основе китайских данных. Если анализ этнического сравнения показывает определенное различие фармакокинетики, необходимо оценить клиническое влияние этих различий на безопасность и эффективность. Если этнические различия фармакокинетики могут считаться клинически значимыми, необходимо рассмотреть дополнительные исследования или анализ данных, включая коррекцию дозы.
Препараты, обладающие значительными клиническими преимуществами, могли подавать заявки на получение разрешения на продажу с ограниченными клиническими данными в Китае или даже без них, если не прогнозировалось никаких этнических различий, и имели право на получение сокращенной (от трех до шести месяцев) продолжительности рассмотрения заявки на получение лицензии. Тем не менее NMPA постоянно призывает спонсоров либо проводить ранние стадии клинических испытаний в Китае, либо включить Китай в межрегиональные клинические испытания на раннем этапе, чтобы получить данные о безопасности, эффективности и фармакокинетике для анализа этнической чувствительности.
Таможенные пошлины на импорт
Тарифные ставки на импорт в Китае подразделяются на шесть категорий: общие ставки, ставки режима наибольшего благоприятствования, договорные ставки, преференциальные ставки, тарифные квоты и временные ставки. Пять особых экономических зон, открытые города и зоны внешней торговли в городах предлагают льготные скидки с таможенных тарифов или полное освобождение от пошлин. Ставки таможенных тарифов зависят от различных видов товаров, стран-импортеров, длительности поставок и способов импорта. Ставки временных пошлин устанавливаются на определенные импортные товары для удовлетворения внутреннего спроса. Они могут быть снижены до уровня в 1-6 процентов. В 2022 году Китай ввел временные ставки налога на импорт в отношении 954 товаров, к которым в том числе относились инновационные онкологические препараты и изделия медицинского назначения, на которые были установлены тарифы наибольшего благоприятствования, их заменили нулевые тарифы. После корректировок общий уровень тарифов в Китае составил 7,4 процента. С 1 января 2023 года в отношении 1020 наименований товаров стали применяться временные тарифные ставки на импорт, которые ниже тарифов режима наибольшего благоприятствования. Введены нулевые тарифы на некоторые виды субстанций для онкологических препаратов, лекарств от COVID-19 и обезболивающих. Также серьезно снижены тарифы на товары медицинского назначения: зубные протезы, расходные материалы для сосудистых стентов и контрастные вещества.
С 1 июля 2023 года Китай начнет реализовать восьмой этап снижения тарифных ставок режима наибольшего благоприятствования на 62 ИТ-продукта. С другой стороны, импортные и экспортные тарифы на некоторые товары (например, некоторые продукты и отдельные металлы) будут повышены, чтобы помочь развитию отечественной промышленности и справиться с изменениями спроса и предложения.
Помимо обычных тарифных пошлин, как иностранные, так и отечественные предприятия обязаны платить налог в 17 процентов на добавленную стоимость (НДС). Для определенных товаров доступны скидки по НДС от 13 процентов до 17 (то есть до полной скидки). В число этих товаров с 2018 года вошли 103 импортных онкологических препарата и 51 субстанция, для которых НДС был снижен до 3 процентов.
Ставка налога на прибыль в Китае составляет 25 процентов. При этом малые и малоприбыльные компании платят 20, а высокотехнологичные компании (включая фармацевтические) 15 процентов, что должно стимулировать их проводить инвестиции в инновационное развитие.
Что стоит взять из опыта Китая
Китай умело использует экономические стимулы для возобновления экономического роста, который замедлился из-за пандемии. С 2020 года здесь происходит ежегодная корректировка налоговых ставок и пересмотр импортно-экспортных тарифов для многих позиций в зависимости от ситуации в стране. По-прежнему приоритетной сферой для различных мер экономического стимулирования является здравоохранение. В 2022 году NMPA внесла существенные изменения в Закон об управлении лекарственными средствами и в Положения о его применении, добавив 101 новую статью и сфокусировав его на стимулирование инновационного развития. Добавлено определение понятия "инновационный препарат", который теперь понимается как "новый во всем мире", а не только новый для страны. Заявлено, что правительство будет поддерживать открытие и разработку инновационных лекарств, применяя различные инструменты в поддерживаемых государством исследовательских проектах, финансировании, закупках, стандартах оплаты и медицинском страховании.
Кроме того, за последние несколько лет Китай предпринял ряд шагов по укреплению своей нормативно-правовой базы, регулирующей сферу интеллектуальной собственности. Недавние поправки к Закону о патентах устанавливают возможность продления срока действия патента до 5 лет, что должно компенсировать время, затраченное на регуляторные процедуры по выводу продукта на рынок, а также предусматривают внедрение системы "патентной увязки".
Одновременно с созданием фармацевтического реестра в отношении запатентованных препаратов закон вводит механизм разрешения патентных споров между патентообладателями зарегистрированных инновационных лекарств и дженериками, подающими заявку на получение разрешения на продажу. Заинтересованные лица могут в течение установленного срока возбудить иск или инициировать административное производство с требованием определить, подпадает ли технологическое решение дженериков под действие патента на зарегистрированные инновационные лекарства. Сроки рассмотрения подобных дел с учреждением 1 января 2019 года специализированного Суда по интеллектуальным правам сократились к 2021 году в среднем до 123 дней.
Здравоохранение в Китае развивается беспрецедентными темпами. Этот сектор стал вторым по величине в мире благодаря ряду факторов, включая более высокую продолжительность жизни, старение населения и более высокие требования к качеству жизни. С момента запуска в 2016 году проекта "Здоровый Китай-2030" были вложены значительные средства в инфраструктуру здравоохранения, реализацию рыночных реформ и сделан акцент на инновации в лечении. Пандемия COVID-19 также ускорила разработку и внедрение онлайн-медицинских и фармацевтических услуг в Китае, что еще больше способствовало модернизации отрасли. Ожидается, что в 2023 и 2024 годах китайская индустрия здравоохранения будет расти в среднем на 39 процентов в год.
Беспрецедентные средства вкладываются правительством Китая в инновационную сферу развития биотехнологий. По оценкам западных экспертов, инвестиции государства в это направление превысили 291 миллиард долларов в 2019 году, а к 2020 году на долю китайских компаний приходилась почти треть всех IPO в сфере биотехнологий в мире. В результате биотехнология также стала важнейшей областью для китайских инноваций в медицине и поддерживается беспроцентными кредитами и земельными льготами.
Для повышения доступности инновационных разработок в сфере биотехнологий упрощен и порядок регистрации лекарств, производимых научными и клиническими центрами небольшими партиями или в индивидуальном порядке для экспериментального лечения. Во-первых, им теперь не нужно получать, как прежде, лицензию на производство лекарства и сертификат GMP, они могут получить регистрационное удостоверение без этих затрат. Кроме того, если в клинических испытаниях появляется препарат от опасного для жизни заболевания, для которого не существует эффективных методов лечения, а медицинские наблюдения показывают, что он обладает потенциалом излечения и соответствует этическим принципам, то после ускоренного рассмотрения и информированного согласия препарат может быть использован для всех пациентов с этим заболеванием. И наконец, при финансировании научных разработок или при закупках лекарств приоритетом является получаемая добавленная социально-экономическая ценность терапии.
Как показывают и наши исследования, многие инновационные препараты, несмотря на более высокую цену, являются затратно-эффективными для государства из-за меньшего количества побочных эффектов и лучших исходов. В Китае этот подход уже прочно вошел в рутинную практику, однако в России целесообразность его пока можно обсуждать только в экспертном сообществе, а на практике нашим пациентам закупаются лекарства в соответствии с 44-ФЗ, по которому приоритетом является цена препарата.
Основным уроком, который можно извлечь из опыта Китая, можно считать точное определение стратегических целей, организационных путей их достижения, формирование экономических условий для реализации этих задач и неукоснительное движение в выбранном направлении.