Для этого существует проверенный способ: короткие, не больше часа концерты, максимально доступные цены (не более 200 рублей) и атмосфера всеобщего праздника. Демократичный формат дает свои результаты: число неофитов возрастает от фестиваля к фестивалю, на первом их было 22 процента, на прошлогоднем - уже 43. Как всегда, большинство билетов было раскуплено заранее, в итоге - аншлаг на всех 120 концертах.
В программах приняли участие около 600 музыкантов: девять оркестров, 13 ансамблей, три хора, ведущие российские солисты, среди них - пианистка Екатерина Мечетина, певица Агунда Кулаева, скрипач Сергей Поспелов, клавесинист Юрий Мартынов, виолончелист и руководитель оркестра "Musica Viva" Александр Рудин. Этот коллектив, как и Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса, - хедлайнеры фестиваля, у всех участников - напряженный график выступлений, по несколько раз в день.
Чтобы ощутить дух и драйв фестиваля, нужно хотя бы раз побывать на нем, составить свой маршрут и посетить несколько фестивальных точек. И вам откроется его неповторимая атмосфера, каждый раз связанная с новой темой. "Ода ночи" в этом году предполагала большое количество "ночной музыки", от ноктюрнов, колыбельных и серенад до всевозможных вариаций на тему. Прозвучали - и не раз - самые знаменитые "ночные" произведения, такие как Ария Царицы ночи из "Волшебной флейты" Моцарта, Колыбельная Клары Summertime из "Порги и Бесс" Гершвина…
Классические хиты появлялись не только в привычном облике. Так, "Лунная соната" Бетховена звучала и в традиционном исполнении пианистов, и в версиях для "Российского квартета саксофонистов", и для органа (Тимур Халиуллин). "Маленькую ночную серенаду" Моцарта играли и оркестр Musica Viva, и орган. Больше всего интерпретаций получила фортепианная миниатюра Дебюсси "Лунный свет": кроме привычной в исполнении Екатерины Мечетиной, еще в версии для органа, для саксофонного квартета и - с особенным пианиссимо - для кларнета и фортепиано (Артур Назиуллин и Константин Тюлькин).
"Ночная" тематика провоцировала как минимум два настроения, два разных мироощущения. Экстраверты с радостью погружались в атмосферу ночных празднеств и удовольствий, и тут лидировал лихо продолжающий дело и стиль Эмира Кустурицы "Бубамара Брасс Бэнд" Александра Каштанова с его огневым темпераментом и массовыми хороводами публики. Или непреходящая любовь россиян - "История танго" Пьяццоллы. А еще музыка с дьявольской ноткой - "Пляска смерти" Сен-Санса, "Ночь на Лысой горе" и "Сонное видение парубка" из "Сорочинской ярмарки" Мусоргского. Тема сновидений не раз возникала на фестивале: одно из самых мощных произведений в этом ключе - "Фантастическая симфония" Берлиоза.
Другая линия - интровертного мироощущения - связана с атмосферой утонченного восприятия музыки, рождающейся из тишины, требующей глубокого погружения. И здесь были свои вершины: программа Симфонического хора Свердловской филармонии "Лунные сонеты" - миниатюры зарубежных композиторов, в том числе с небесными аккордами "поющих бокалов". Или построенная на мерцании флажолетов пьеса "На краю ночи" С.Шаррино для виолончели соло и его же "Позволь мне умереть, не проснувшись" для кларнета с мистическими мультифониками (Студия новой музыки).
На фестивале было много новой или редко исполняемой музыки, и всегда - при полных залах! К примеру, парадоксальный и виртуозный Струнный квартет "Ночные метаморфозы" Д. Лигети (московский Rusquartet). Завораживающей красотой увлек цикл Берлиоза "Летние ночи" в филигранном исполнении Агунды Кулаевой и УАФО. Колористически тонко у Михаила Турпанова прозвучала фортепианная поэма Казеллы "Поздней ночью". Играли и музыку наших современников: Валентина Сильвестрова, Владимира Тарнопольского, Ольги Раевой. Были премьеры: мировая - "Ночная песнь Феникса" Кузьмы Бодрова и российская - Ольги Викторовой "Молитвы в ночи".
Фестиваль, поддержанный правительством Свердловской области и администрацией Екатеринбурга, был приурочен также к главной дате - 300-летию уральской столицы. Для участия в нем прибыли музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска, Уфы, Перми, Белгорода. А слушатели приехали из 50 городов России и Свердловской области, раскупив 43 тысячи билетов, - это рекорд культурного туризма.