А поделиться донецкому радиолюбителю есть чем. Опыт у Виктора Иванина огромный. Радиосвязью он увлекся еще в 1970-х годах. Неоднократно становился чемпионом и был мастером спорта СССР по радиосвязи. В 2015 году Виктор Иванин вышел в эфир с позывным D1DNR (Донецк первый Донецкая народная республика).
- Наша радиостанция доносила миру информацию о республике, о которой тогда мало кто знал. Мы рассказывали, как мы боремся за свои права, весь земной шар нас слушал, многие сочувствовали. Мы активно участвовали в международных радиолюбительских соревнованиях. Например, в 2017 году в чемпионате мира радиостанция с позывным D1DNR, который не хотели признавать в Лиге украинских радиолюбителей, заняла 1 место по Украине. Как нас тогда только не обзывали. Каждый наш выход в эфир начинался с провокаций и брани. Были, впрочем, с украинской стороны и те, кто нас поддержал. Но им общаться с нами небезопасно: переговоры могла засечь СБУ, - рассказывает Виктор Иванин.
По его словам, многие донецкие радиолюбители ушли в армию и, используя свой опыт и навыки, поначалу "на коленке" налаживали связь в боевых подразделениях. Не остался в стороне и сам Виктор Иванин. Он помог наладить связь в батальоне "Восток". Причем по тем временам это было довольно хорошая связь с использованием защиты передаваемой информации. Позднее он помогал и другим подразделениям.
- По мере развития боевых действий стали использоваться в том числе и трофейные станции "Моторола" серии DP 46-48 и DM 46-48. Но от них желательно отказаться. Противник может контролировать протокол обмена в этих станциях и даже перешивание кода - лишь временная мера. Еще одна проблема заключается в том, что волонтеры везут бойцам много любительского оборудования, а требуется профессиональное. Это прежде всего станции с цифровой обработкой сигнала и возможностью хорошего кодирования 256 бит. Такие станции нельзя быстро раскодировать. Профессиональные радиостанции обязательно нужно программировать через компьютер, но ни в коем случае не с руки. Иначе настройки могут сбиться в самый ответственный момент. Кроме того, профессиональные станции продолжат работать, даже упав в воду, - объясняет Виктор Иванин.
Еще одно отличие таких станций - небольшое количество кнопок. Например, кнопки передачи, громкости и переключения каналов: чем меньше кнопок управления, тем выше вероятность проведения сеанса радиосвязи. Также следует обратить внимание на аккумулятор. Он должен работать минимум 2-3 суток. В окопах нужны и устройства для зарядки этих аккумуляторов. Любая радиостанция должна иметь минимум двойной комплект запасных аккумуляторов. А еще - чехол, который предохраняет станцию от повреждений.
- Порой удивляет, что волонтеры привозят радиостанции, но не думают о базовых станциях и ретрансляторах, которые позволяют увеличить дальность связи в два раза. Мы, например, самостоятельно собрали ретрансляторы и обеспечили связь до 40 км: 20 - в одну сторону, 20 - в другую, - говорит Виктор Иванин. - Еще важный нюанс: нужно целенаправленно обучать личный состав, поскольку современная техника довольно сложная. При этом радиостанции должны быть однотипные. Так их проще будет соединить в единую систему, обслуживать и ремонтировать.
По словам моего собеседника, сейчас в войска поступают качественные системы военной радиосвязи отечественного производства, которые очень хорошо работают.
- Есть системы, которые позволяют общаться по полностью защищенным каналам. Чтобы расшифровать передаваемую по ним информацию, потребуются годы и суперсовременные компьютеры. Есть серьезное оборудование космической связи, которое можно быстро развернуть и наладить по закрытым каналам аудио- или видеоконференцию хоть с Москвой. Но не нужно преуменьшать и возможности противника. У него тоже высокий уровень связи. Это обусловлено тем, что ВСУ получают оборудование с новейшими технологиями со всего мира. Достаточно вспомнить хотя бы комплексы спутникового интернета Илона Маска, - отмечает Виктор Иванин.
Впрочем, новые технологии меняют не только связь на поле боя, но и прочие способы борьбы с противником. Дроны и антидроновые средства - одно из ярких проявлений этих перемен. Как отмечает Виктор Иванин, если бы дроны постоянно висели в воздухе, противник не смог бы даже выйти из ДОТа. А борьба с вражескими дронами позволяет развязать руки российским бойцам. Поэтому донецкий радиолюбитель занимается сейчас не только связью.
- Недавно я отремонтировал разбитое антидроновое ружье и в процессе работы досконально его изучил. Я понимаю, что можно сделать много таких ружей, причем недорогих и попросту сжигать электронику дронов противника. Надеюсь, все получится, - говорит Виктор Иванин.
Виктор Иванин выступил с инициативой возродить в учебных заведениях и особенно в вузах радиокружки и радиостанции, как это было во времена СССР.
- Например, в США зарегистрировано 350 тысяч радиолюбителей, а в России их насчитывается всего около 30 тысяч. При этом американские радиолюбители состоят на воинском учете. И каждый из них будет привлечен к организации связи в случае стихийных бедствий или военных действий, - говорит Виктор Иванин
По словам Виктора Иванина, любой мобильный телефон имеет микромощный передатчик, который передает код этого телефона. Поэтому, выезжая на позиции, нельзя брать телефон с собой. Связь в зоне боевых действий должна осуществляться только по радиостанциям с закрытым каналом. Телефонную мобильную связь легко обнаружить, особенно если на позициях находится много мобильников, а затем нанести удар. Даже перевод телефона в авиарежим не поможет.
- Телефон будет безопасным, только если вынуть из него аккумулятор и положить гаджет в хранилище. На это должны обращать внимание командиры. Любой телефон можно запеленговать, - предупреждает донецкий радиолюбитель.