Всего за полугодие грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил 129,8 млн тонн. Объём перевалки сухих грузов, не требующих особых мер предосторожности, в процессе доставки прибавил 17,2% и составил 57,0 млн тонн, при этом объем наливных грузов, к которым также относятся и нефтепродукты, сократился на 2,6% - до 72,8 млн тонн.
Грузооборот наливных грузов также на 3,3% сократился в морских портах Арктического бассейна и составил 34,6 млн тонн. При этом за счет роста перевалки на 17,2% сухих грузов, грузооборот также увеличился на 2,0% и составил 49,5 млн тонн.
По словам Заведующего Московским Отделом Института Проблем Транспорта РАН Владимира Цыганова, такие изменения напрямую связаны с санкциями со стороны Европы.
"Это ожидаемый вариант развития событий. Дело в том, что мы еще в 2019 году по заказу правительства провели исследование по прогнозу развития транспортировки товаров для России на среднесрочную перспективу. Там мы разработали три сценария. Первый - это нарастание агрессии Запада против России, второй сценарий - мобилизация и третий - война. Соответственно, мы сейчас находимся на второй стадии этого процесса. Само собой разумеется, что если усиливается агрессия, то транспортировка на Запад будет закрываться", - комментирует эксперт.
Владимир Цыганов рассказал, что главный вывод данного исследования заключался в необходимости развития коридоров север-юг и восток-запад. "По коридору восток-запад были заранее предприняты меры, что в значительной степени позволило сэкономить ресурсы. В первую очередь, это именно направление Балтийского региона. Вместе с тем резко увеличился грузооборот восточного международного транспортного коридора - это морские порты Советская Гавань, Ванино, Владивостокский порт и Находка, которые как раз и обеспечили этот прирост", - отмечает эксперт.
Что касается других морских бассейнов РФ, грузооборот морских портов традиционно лидирующего в стране по объемам перевалки Азово-Черноморского бассейна вырос на 21,2% и достиг 151,2 млн тонн. Перевалка сухих грузов выросла на 33,1% - до 71,8 млн тонн, наливные грузы прибавили 12,1% - до 79,4 млн тонн. Во многом достичь таких показателей стало возможным благодаря модернизации инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, которым занимается сейчас ОАО "РЖД".
Как ранее сообщала "Российская газета", в компании предполагают разгрузить порты Дальнего Востока и перенаправить больше товаров через южные порты. Железнодорожный холдинг планирует увеличить пропускную способность в этом направлении до 131 млн тонн с нынешних 125 млн тонн.
На сегодняшний день некоторые объекты уже модернизированы, как, например, станция Тихорецкая, которая являлась узким местом для пропуска грузов - сейчас ее пропускная способность повысилась на 27%. Подобные работы по модернизации сейчас также проводятся на ещё нескольких станциях. Однако наиболее важный проект, который позволит увеличить провозную способность на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна до 131 млн тонн в год - это Западный железнодорожный обход Саратова. Железнодорожный холдинг рассчитывает запустить проект на год раньше, чтобы в дальнейшем наращивать увеличение движения.
Также отмечается рост грузооборота морских портов Каспийского и Дальневосточного бассейнов. Так, рост первого из них, транзитного для международного транспортного коридора "Север-Юг", составил 3,6 млн, став больше на 38,0%. Объём перевалки сухих грузов в бассейне увеличился в 1,8 раза - до 2,1 млн тонн, перевалка наливных грузов выросла на 3,0% и составила 1,5 млн тонн. Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна вырос на 7,5% и составил 119,2 млн тонн. Перевалка сухих грузов там увеличилась на 7,2%, составив 78,9 млн тонн, наливных грузов - выросла на 8,0% до 40,3 млн тонн. В целом, высокие темпы роста общего показателя обеспечены мощным приростом (+18,2%) перевалки сухих грузов, прежде всего, зерна, минеральных и химических удобрений, угля и кокса, который достиг 224,7 млн тонн. Перевалка наливных грузов по стране увеличилась на 3,9%, составив 228,6 млн тонн.