13.07.2023 05:00
Общество

В конце июля на станцию "Северный полюс-41" отправятся новые полярники

Текст:  Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург)
В конце июля из Санкт-Петербурга выйдет научно-экспедиционное судно "Академик Трешников" и направится к станции "Северный полюс-41", дрейфующей в Северном Ледовитом океане. На борту - новые участники экспедиции, научное оборудование и продовольствие.
Читать на сайте RG.RU
В августе пройдет ротация полярников на станции "Северный полюс-41"

Это будет уже вторая ротация кадров на полярной станции. Ожидается, что она станет более масштабной, чем первая, которая прошла в апреле. Тогда на Большую землю переправили девять человек и пса Бурана. Логистическая операция была крайне сложной: десять авиаперелетов общей протяженностью 16 тысяч километров. Теперь было решено отправить на станцию судно.

Темные ночи и белые медведи

Уже пошел десятый месяц со дня открытия уникальной дрейфующей станции "Северный полюс-41". Станции нового формата. Напомним: полярники живут на судне - Ледостойкой платформе "Северный полюс", а работают как на судне (на нем открыто 15 современных, отлично оборудованных лабораторий), так и на льдине, где разбит лагерь.

Не так давно прошла первая ротация кадров, несколько ученых вернулись на материк. Среди них - сотрудник Арктического и антарктического НИИ, в экспедиции - ведущий инженер группы ледовых качеств судов Владимир Лихоманов. Он рассказал "РГ" об исследованиях и о том, как к полярникам заходили в гости белые медведи.

Владимир, что больше всего поразило вас в этот раз в Арктике?

В этом году дорогу в Арктику проложат несколько исследовательских экспедиций

Владимир Лихоманов: Хотя я раз десять был в арктических экспедициях, но снова был поражен, какая на самом краю Земли, на просторах Северного Ледовитого океана полярная ночь. Немного отойдешь от судна - и попадаешь в бездонную черноту. Особенно если и Луна не показывается. Потрясающее ощущение!

Арктика вообще притягивает. Неземным спокойствием, тишиной и бесконечным белым снегом в полярный день. А еще впервые получил необычный опыт: ассистировал нашему судовому врачу Денису Куярову во время небольшой операции.

Хозяин Арктики наведывался в гости?

Владимир Лихоманов: Дважды. Сначала наведалась медведица с двумя медвежатами. Подошли к метеорологическому полигону, это в метрах четырехсот от судна. А через какое-то время подошел взрослый медведь, прямо под бортом был. Но оба визита пришлись на вечера, когда никого из людей на льду уже не было. Так что личного знакомства удалось избежать.

Экзамен на прочность

Какие рабочие задачи стояли перед вашей группой?

Владимир Лихоманов: Группа ледовых качеств судов тестировала систему мониторинга ледовых нагрузок, установленную на корпусе ледостойкой самодвижущейся платформе. Система новая, отличается от тех, которые стоят на более ранних судах, например, на "Академике Трешникове". И самих датчиков больше, и они оптические, а не электрические.

Мы фиксировали моменты ледовых сжатий. Их было немного, но были. И еще работали с подбортным льдом, изучая его физико-механические свойства, чтобы понимать, какой именно лед давит - по прочности, толщине.

И как себя показала платформа?

Владимир Лихоманов: Судно отлично выдержало все нагрузки. Да мы в этом и не сомневались еще до отплытия. Судно архинадежное. Но полученные в ходе экспедиции данные могут быть использованы для корректировки параметров в проектах будущих арктических судов.

Например, чтобы излишне не перегружать корпус. У "Северного полюса" очень толстая обшивка, рассчитанная на давление многометрового льда. В результате корпус очень тяжеловесный, возможно, столь гигантский был и не нужен, хватило бы меньшего. Но окончательные данные будут получены только после окончания экспедиции.

В России построят самое большое в мире судно для исследования Арктики и Антарктики

Баня и кино по вечерам

Как проходил день на дрейфующей?

Владимир Лихоманов: Обычно утром проводили подсчеты, готовили оборудование, после обеда выходили на ледовой полигон. Вечером полученные данные обрабатывали. После ужина - научное совещание. Руководители научных групп (у нас их было восемь) докладывали о проделанной работе, формировались планы на следующий день

Что касается досуга, то два раза в неделю старались ходить в сауну. На судне великолепная сауна с купелью. Несколько раз - в спортзал. После ужина еще собирались в салоне на совместный просмотр фильма. Картину выбирали по очереди. На сервер было закачано большое число фильмов, и еще кто-то взял личную коллекцию. Иногда играли в компьютерные игры. К праздникам готовили концертную программу.

В коридорах судна прошла выставка "Птицы": были вывешены фотографии или рисунки, сделанные участниками экспедиции и членами экипажа судна.

Почему решили пойти в полярники?

Владимир Лихоманов: У меня дедушка - полярник, как раз - специалист по испытаниям судов. Я поступил в Технологический институт, отучился год и пришел на лето поработать в Арктический и антарктический институт. И это изменило мои планы на жизнь. Мне так понравилось, что перевелся в "Корабелку" (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). И взял курс на Арктику. О чем не жалею.

Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте на сайте "Российской газеты".

Наука Санкт-Петербург