Сейчас "высоким сезоном" в строительстве считается теплый период года. В это время спрос на цемент резко возрастает, что иногда приводит к сложностям с его доставкой покупателям. Сезонность накладывает отпечаток как на график производства и ремонтов, так и на функционирование мощностей, отмечают в "Союзцементе". Сгладить проблему может стимулирование строительства осенью, зимой и весной, считают в отрасли. "Выбор периода, когда вести строительство, зависит от желания строителей и поступления финансирования, если речь идет о государственных стройках. На данный момент в основном нет технологических препятствий для круглогодичного возведения объектов".
Строительство в холодное время года обходится на 15-27% дороже, чем летом, признают в союзе, из-за необходимости использования специальных добавок и последующего ухода за свежеуложенным бетоном (прогрева, расхода электроэнергии на это, затрат на укрывной материал). В среднем на один цикл заливки летом уходит 5-7 дней, зимой - 7-11. Это связано со сложными погодными условиями, необходимостью очистки конструкции от снега и наледи, трудозатратами на монтаж греющего кабеля, работой в зимней одежде и т.д. Однако доля бетонных работ в общей стоимости возведения конструкции составляет 20,8%, и в целом удорожание строительства не будет значительным, считают производители.
Чем больше площадь бетонирования, тем ниже доля условно-постоянных затрат, то есть более выгодно вести зимнее строительство на крупных, масштабных объектах. "Польза от равномерной загрузки инфраструктуры и рабочей силы как для застройщиков, так и для производителей стройматериалов и экономики страны в целом должна стимулировать к преодолению этих трудностей и сложившихся стереотипов о сложностях строительства осенью, зимой и весной. Необходимо принять стратегические решения о круглогодичном возведении как минимум тех объектов, которые строятся за счет государства. Такая положительная практика уже есть в ряде регионов", - отмечают в "Союзцементе".
Застройщики говорят, что зимнее строительство сейчас достаточно распространено и даже имеет свои плюсы. Станции прогрева бетона, которые применяются при устройстве монолита, сопряжены с большими затратами на электроэнергию, но и срок набора прочности бетоном существенно сокращается, отмечает директор по развитию ГК "Лидер Групп" Надежда Ильина. Заливка фундамента зимой позволяет минимизировать возможность его деформации, так как при минусовых температурах почва обезвоживается и становится более плотной, рассказали в пресс-службе ГК "Жилой Квартал":
Однако при зимних работах важен профессионализм персонала, отмечает директор по строительству "СЗ "Зеленый бульвар" Петр Царев. Инженерно-технические работники должны подобрать материалы с определенной пластификацией, с определенными добавками, подготовить объект. Если квалификация каменщиков и прораба недостаточна, то есть вероятность, что раствор будет неправильно замешан, произойдут последующее растрескивание, усадка материала и появятся трещины по кладке. На стройплощадке должны быть тепляки, горелки, которыми каменщики подготавливают свое рабочее место, прогревают раствор и материал для кладки стен. Не должно быть сквозняков. Все это дополнительные затраты.
"Зимний" бетон с учетом добавок может стоить на 5-7% дороже, чем в летний период, указывает первый вице-президент GloraX Александр Андрианов. Однако в этом году уровень спроса на бетон летом настолько высок, что его стоимость не отличается от цены в зимнее время даже при отсутствии в нем противоморозных добавок.
Зимние бетонные работы экономически оправданы только в очень ограниченном перечне случаев, считает эксперт Общественного совета при минстрое Илья Пономарев. Как правило, это объекты, для которых срок возведения критичен, - промышленные, инфраструктурные, оборонные. Избыточная цена в этом случае компенсируется экономикой эксплуатации. Дорожные, мостовые работы, связанные с бетонированием, осуществлять зимой нерационально - на реках лед, грунт проморожен и т.д. С точки зрения технологий на большей части России вполне реально вести бетонные работы круглогодично, сезонные колебания связаны именно с экономикой процесса, говорит он. Сглаживание потребления возможно только экономическими методами - если производители предложат более низкие цены зимой, что простимулирует закупки про запас.
За последний год, по данным Росстата, разница между летними ценами и минимальными в холодный период была около 5%. Что интересно, максимума (за год - с июня по июнь) цены достигли в октябре прошлого года, а уже в ноябре упали до минимума.
Для решения проблематики "скачкообразного" спроса на цемент целесообразно возрождение индустриального домостроения и заводов по производству крупноблочных железобетонных изделий (ЖБИ), считает президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков. Это позволит стабилизировать спрос на цемент в течение года за счет беспрерывного производства бетонной продукции.
Строить в зимний период возможно, строительный бизнес это умеет, но нет необходимости волевыми решениями кого-то заставлять, считает он. Кроме того, необходимо учитывать очень разнообразные климатические условия нашей страны - например, в Якутии температура зимой опускается до -50°С. Тут возникает не только вопрос обогрева бетона (даже если не брать во внимание удорожание строительства), но и нахождения и работы персонала на воздухе.
"На рынке должен присутствовать баланс, и ни в коем случае один участник (не важно - покупатель или продавец цемента) не должен подстраивать чужие интересы под свои. Работа строится в связке, потому что по отдельности эти участники не могут существовать", - подчеркивает Глушков.
Крупнопанельное, а точнее, крупноэлементное строительство незаслуженно отодвинуто в сторону в угоду "индивидуализации" проектных решений, говорит Пономарев. И это не только метод создания "несезонного" спроса на цемент, но и серьезный метод снижения себестоимости и повышения качества - поскольку элементы изготавливаются индустриально, контроль качества кратно выше.