"В российском законодательстве отсутствует понятие врачебной ошибки, и в правовом поле применяется понятие "некачественная медицинская помощь", то есть помощь, которая оказана с нарушениями, которые могут находиться в причинно-следственной связи с причинением вреда здоровью и наступившим летальным исходом. За оказание некачественной медицинской помощи предусмотрены гражданско-правовая и уголовная ответственность. Также для решения спорной ситуации может применяться досудебная процедура урегулирования конфликта", - объясняет президент Национального Агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, юрист и доктор медицинских наук Алексей Старченко.
Что такое досудебное урегулирование спора с медицинской организацией?
По сути, это одна из форм защиты нарушенных прав, которая дает возможность сторонам разрешить разногласия до, во время или вместо обращения в суд.
"Досудебное урегулирование - это простой и эффективный для пациента способ отстоять свои права на качественную медицинскую помощь, - отметила генеральный директор страховой медорганизации "Капитал-МС" Надежда Гришина. - Его главное преимущество - мирное разрешение конфликта. Медорганизация "добровольно" удовлетворяет претензию, не доводя дело до суда, что требует времени и финансовых ресурсов пациента". Например, в качестве компенсации клиника может предложить пациенту организовать дополнительное лечение или выплатить денежную сумму.
Предъявлять претензии медорганизации сложно? Кто может помочь?
Не многие знают, что прямая обязанность страховых медицинских организаций, которые работают в системе ОМС, - реагировать на обращения и жалобы пациентов. Страховщики проводят экспертизу качества оказанной медпомощи, и именно это заключение используется как основание для претензии к медицинской организации.
Если права пациента действительно нарушены, специалисты его страховой компании будут представлять его интересы в споре с медицинской организацией - на досудебной стадии и в суде.
"Не стоит пренебрегать этой возможностью. В страховой медицинской организации работают эксперты качества медицинской помощи, юристы, специализирующиеся именно в этой области. Решить спор можно быстрее", - советует Надежда Гришина.
Как это работает?
Эксперт привела пример из практики. В СМО обратился сын пациентки с жалобой на некачественно оказанную медицинскую помощь, в результате чего его мать умерла. Была проведена мультидисциплинарная экспертиза, и оказалось, что, действительно, во время оказания медицинской помощи имели место многочисленные дефекты. Страховщики помогли пострадавшему составить досудебную претензию к медицинской организации и исковое заявление на возмещение морального вреда. А во время судебного процесса их привлекли к разбирательству в качестве третьего лица. В результате в суде было подписано мировое соглашение. Медицинская организация согласилась в досудебном порядке выплатить заявителю денежное возмещение морального ущерба в размере 250 000 руб.
"Однако такие ситуации пока что являются исключением. Зачастую медорганизация не признает свою вину даже в случае выявления серьезных дефектов, ведь в этом случае к ней будут применены экономические санкции в виде штрафов со стороны СМО. И тогда пациенту ничего не остается, как подать иск в суд в рамках гражданского или уголовного судопроизводства. Как показывает практика, пациенты обращаются в суд в том случае, если представители медучреждений не идут на контакт, не объясняют причины случившегося, отказываются компенсировать причиненный вред в досудебном порядке", - поясняет Надежда Гришина.
Решение спора в гражданско-правовой плоскости
Еще один способ защиты своих прав - это решение спора в рамках гражданского судопроизводства. Пациент, пострадавший из-за оказания некачественной медпомощи, вправе подать иск о возмещении вреда, причиненного его здоровью, на основании ст. 15, 151, 1085, 1086 Гражданского кодекса.
В этом случае пациент вправе получить компенсацию материального и морального вреда. Важно, что ответственность за неправильные действия врача гражданское законодательство возлагает на работодателя, то есть медицинскую организацию, которая оказала некачественную медицинскую помощь.
Преимущество такого способа решения спора с медиками заключается в том, что пациент может получить денежную компенсацию с виновной медицинской организации.
В каких случаях пациент может рассчитывать на денежную компенсацию?
Сейчас гражданско-правовое поле предоставляет широкие возможности пациенту получить возмещение причиненного вреда в денежном эквиваленте.
Ухудшение состояния здоровья человека из-за некачественного или несвоевременного лечения, изъясняясь юридическим языком, причиняет страдания, то есть вред, как самому пациенту, так и его родственникам. Это достаточное основание для компенсации морального вреда.
Определение Верховного Суда РФ от 22 марта 2021 г. N 18-КГ20-122-К4 также разъясняет важный момент - моральный вред родным умершего пациента компенсируется и без прямой причинно-следственной связи между действиями медиков и летальным исходом. Моральные страдания в таком случае проистекают от самого факта нарушения права умершего на получение качественной медпомощи.
"Таким образом, позиция Верховного суда определяет, что компенсацию морального и материального вреда в денежной форме могут получить не только сами пациенты, но и их ближайшие родственники", - поясняет Алексей Старченко.
Как и в случаях с досудебным разбирательством, акт экспертизы страховой медорганизации является основанием для обращения пациента в суд. А основным доказательством в делах этой категории является судебно-медицинская экспертиза, назначаемая судом.
"Суды принимают заключения или акты экспертизы, потому что страховая компания выступает на стороне пациента в соответствии с полномочиями, делегированными страхователем - Федеральным фондом ОМС", - поясняет член рабочей группы по развитию ОМС Всероссийского союза страховщиков Михаил Пушков.
По его словам, эксперты СМО бесплатно выступают на стороне пациента при судебном разбирательстве.
Решение спора в уголовной плоскости
Решение спора с медицинской организацией в уголовном процессе - самый суровый вариант для врачей. Согласно статистике, в 2021 году в Следственный комитет России поступило 6248 обращений, связанных с ятрогенными (врачебными) преступлениями. Из них 2095 (33%) закончились возбуждением уголовного дела. В уголовном судопроизводстве именно медицинский работник несет личную ответственность. Для компенсации морального и материального вреда пациенту необходимо подавать дополнительный гражданский иск.
По мнению замруководителя Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ Анатолия Сазонова, во многом рост жалоб на медицинских работников в правоохранительные органы связан с отсутствием механизма оперативной выплаты пострадавшим достойной денежной компенсации. "Во многих зарубежных странах уголовного преследования врачей не существует. Потому что следствие - процесс трудный и длительный, а вот механизм выплат, причем достойных, там работает идеально", - отмечает эксперт.
Пока именно уголовное судопроизводство является распространенным способом решения спора в случае некачественного лечения. Однако, как отмечают эксперты, в таких процессах компромисс практически не возможен, уголовный суд предлагает его в единственной для врача форме - признать свою вину и быть осужденным в особом уголовном производстве с минимальным наказанием.
"Конечно, в случае трагедии естественно желание пациента или его родных - наказать виновных. Это понятно, но я все-таки скажу: лучше разбираться не с помощью правоохранителей и возбуждать уголовные дела против врачей, сажая их в тюрьму, а использовать правовые механизмы, которые позволят возместить причиненный ущерб - досудебное урегулирование и гражданское судопроизводство. Осужденный врач вряд ли компенсирует затраты на лечение", - отмечает Надежда Гришина.