Так почему, Лейла?
Лейла Намазова-Баранова: Вспоминаю свое советское детство, дошкольные годы. Любимая игра с подружками - в "дочки-матери". Куклы были довольно страшненькие - пластмассовые, с маленькими полустертыми глазками и острыми пальчиками, которые больно царапались. Но это не имело никакого значения: сама игра была интересной. Она была нашим мгновенным перемещением в придуманный мир, где у нас были замечательные "дети", о которых мы заботились, которым готовили еду и читали сказки на ночь, с которыми гуляли, лечили от болезней…
Захватывающие истории не зависели от внешнего вида или цены игрушек. Они открывали нам возможность перевоплотиться в родителей. Помню вопрос, который задала моей маме лечившая нас с сестрой педиатр - знаменитая профессор Раиса Львовна Гамбург, соратница академика Сперанского: "Ваша дочка любит играть в куклы?" И, услышав утвердительный ответ, сказала: "Прекрасно. Значит, будет хорошей мамой!"
Оглядываясь назад, пытаюсь понять: действительно ли уже тогда во мне сформировалась убежденность в необходимости иметь своих собственных детей? И все ли мои подруги имели такие же представления? И главное, реализовали ли они их на практике?
Хотите сказать, что доминанта родительства формируется в детстве?
Лейла Намазова-Баранова: Именно так! С позиции собственного 35-летнего педиатрического опыта твердо убеждена: если мы хотим что-то изменить в сложившейся тяжелой демографической ситуации, начинать нужно уже сейчас. И начинать с дошколят. Потому что подростков убеждать в том, что иметь детей хорошо, а быть бездетными, child-free, плохо, - поздно. Можем не переубедить.
Мысленно прокручиваю детские годы собственных дочерей. Это было время прихода в нашу жизнь Барби. И дело не в том, что они стоили какие-то сумасшедшие деньги. Помню, как я, молодой врач-педиатр, стояла перед прилавком в "Детском мире", зажав в руке накопленные за несколько месяцев на подработках деньги на подарок к Новому году. И мучилась вопросом: что купить? Барби дочери (на тот момент была только старшая) или кашемировый свитер мужу. Цена была одна, а на оба подарка денег не хватало. В результате купила куклу, решив, что так у ребенка не будет комплекса неполноценности, ведь у многих подруг она уже была, а свитер мужу могу и сама связать. Но, погрузившись затем в мир этой пресловутой Барби, с ужасом поняла, что игры-то с ней совершенно не получается. Вернее, игра получается чисто утилитарной: переодеть, потому что к кукле надо купить платья и туфли, иначе она "не сможет жить" нормально. Потом купить кровать, шкаф, машину. Потом мужа, собаку и т.д. Игра превращалась в гонку накопительства, в стремление к приобретению материальных благ. Да и сама кукла не была воплощением ребенка, а вполне себе взрослой тетки, на которую даже маленькие девочки уже сразу хотели быть похожими.
И вот тут наступает момент прозрения. Изменив принцип игры, заменив добрые фантазии о простом человеческом семейном счастье на культ "красивой жизни", мир нивелировал желание девочек становиться мамами. Посмотрите вокруг. Новые поколения юных красавиц хотят модельную внешность (как у Барби) и материальные блага (как у Барби).
Дети в этом списке не очень первостепенны...
Лейла Намазова-Баранова: Конечно. Справедливости ради отмечу: не все мои подруги детства стали мамами. Немногие стали мамами во второй раз, единицы - в третий и более. А если так, то, возможно, посыл мой неправильный, и вовсе не детские игры в "дочки-матери" определяют даже не желание, а осознанную потребность женщины родить детей.
А правильный есть?
Лейла Намазова-Баранова: Необходимо сказать о второй составляющей формирования доминанты родительства. Она определяется тем семейным укладом, в котором выросли девочки - девушки - женщины. Для выросших в многодетных семьях вопрос о детях, как правило, очевиден. Привычный уклад, как правило, воспроизводится и в следующих поколениях. Хотя бывают исключения, когда многодетными, например, становятся родители, выросшие в детском доме или в приемной семье. Это такая "компенсация". Но чаще все же повтор сценария.
Нас с сестрой двое. Но папа был из семьи, где росли шестеро собственных детей, один усыновленный и двое оставшихся сиротами во время войны племянников. С детства мы с сестрой знали, что хотим иметь детей - минимум двоих. А желательно троих. Сестра реализовала троих и собственную карьеру с двумя высшими образованиями. Я - двоих. Третий, к сожалению, н е получился. Так что миф о невозможности сочетать детей и карьеру - не более чем злая выдумка "детоненавистников". Хотя, не скрою, для реализации и в семейной, и в профессиональной жизни потрудиться придется. Очень крепко потрудиться.
А здоровье? Многие хотят иметь детей, но у них не получается…
Лейла Намазова-Баранова: Очень упрощенно ситуация выглядит следующим образом. Здоровая изначально девочка растет, окруженная вниманием и заботой семьи, проходит все необходимые профилактические осмотры, в том числе педиатра, гинеколога, эндокринолога и других специалистов. Получает все необходимые прививки. Возможно, на протяжении восемнадцати лет детской жизни выявятся какие-то врожденные или приобретенные болезни. Но они подлечатся. Ведь для этого такие осмотры и проводятся. То есть у такой девочки, с изначально сформированной доминантой родительства, при правильной реализации всех современных подходов к сохранению и укреплению здоровья в детском возрасте будет приближенная к ста процентам возможность со временем реализоваться как мать.
Однако есть и другая ситуация. Здоровая изначально девочка растет, не окруженная вниманием и заботой семьи: практически предоставленная себе. Не проходит необходимые профилактические осмотры. Потому имеющиеся проблемы не решаются. А вновь возникающие, например, инфекционные поражения репродуктивной системы остаются недиагностированными и нелеченными. Возможно, такая девочка необоснованно рано начнет свою "взрослую" жизнь. Согласно статистике, чаще по принуждению и уж точно с отсутствием средств защиты. С большой вероятностью это все закончится советом досужих подруг "принять таблеточку", чтобы не было проблем. И вся эта грустная история, независимо от желания такой девочки со временем стать матерью, скорее всего, развернет ее траекторию жизни в сторону отсутствия возможности иметь детей.
Есть еще третий сценарий. В целом на старте он похож на первый. Но согласно которому у девочки формируется доминанта не родительства, а карьеры. И тогда в ее голове - не без помощи близких или тех людей из ближайшего окружения, кто вызывает уважение, - активно или не явно закрепляется идея о том, что, перефразируя известную песню, "первым делом, первым делом карьера, ну, а детишки потом". И вот трудится наша девочка - девушка - женщина, празднуя двадцатилетие, а потом и тридцатилетие, и даже сорокалетие. А потом внезапно вспоминает, что нужно бы ребеночка родить… А организм-то уже не тот. И груз накопившихся проблем со здоровьем приличный. И уже в этих условиях родить ребенка (причем здорового!) представляется задачей весьма сложно выполнимой.
Резюме?
Лейла Намазова-Баранова: Если все же все в жизни делать правильно: родив здоровую девочку, растить ее, строго соблюдая подходы к сохранению и укреплению ее здоровья, формируя доминанту родительства, помогая вовремя данными правильными советами по образу жизни и общению с противоположным полом, оберегая (но по-партнерски, не с позиций силы) от страшных последствий необдуманных поступков, например, бесконтрольного медикаментозного прерывания беременности, то она обязательно (и вовремя!) станет мамой.
Так все просто? Или так все сложно? Рождаемость-то падает…
Лейла Намазова-Баранова: Сложно чрезвычайно! Проблем масса. Но одно очевидно: необходимо, важно продвигать идеи семейных ценностей, ценности материнства, еще с дошкольного возраста. Сейчас по инициативе депутатов Государственной Думы из Комитета по охране семьи ведется работа по введению в школах нового предмета - семьеведения. Причем прямо с первого класса, даже с детских садов. А мы, педиатры, очень надеемся, что такие уроки будут способствовать тому, чтобы новые поколения россиянок росли с твердой доминантой родительства в голове. И тогда российские женщины обязательно будут рожать!
Лейла! Ваш оптимизм корнями из вашего юбилея?
Лейла Намазова-Баранова: Из жизни, из долгой педиатрической практики.
Визитная карточка
Лейла Сеймуровна родилась в Москве. С отличием окончила факультет педиатрии в медуниверситете имени Пирогова. Она доктор медицинских наук, академик РАН. Автор более 1700 научных работ по педиатрии. В 2013 году ее избрали президентом Европейской педиатрической ассоциации. Лейла Сеймуровна и автор, и эксперт "РГ". К ней всегда можно обратиться и за помощью, и за советом.