23.07.2023 05:30
Экономика

Бережливые технологии помогают компаниям экономить десятки миллиардов рублей и повышать зарплаты

Текст:  Сергей Пудов (Нижний Новгород)
В июле в Нижегородской области на воду спустили новый буксир-спасатель "Печак" - для Северного морского пути. Он стал четвертым из серии пяти морских противопожарных буксиров-спасателей для Морской спасательной службы.
/ Федеральное агентство речного и морского транспорта
Читать на сайте RG.RU

В честь горных вершин

АО "Окская судоверфь" начала спускать их на воду в конце прошлого года. Названия буксиры получили в честь горных вершин: "Тиман" - на реке Печоре, "Тепсей" - на Енисее, "Фавор" - на Ладожском озере, "Печак" - в Архангельской области, "Узон" - на Камчатке.

Для речного судоходства на cевере нужны новый флот и дноуглубление

Буксиры предназначены не только для тушения пожаров, они также помогают ликвидировать разливы нефти и нефтепродуктов, их используют во время углубления дна и на гидростроительных работах. "Преимущество проекта - относительно низкая стоимость, достигнутая за счет оптимальных конструкторских решений", - говорят в компании. Половина оборудования - отечественного производства. На судоверфи ведут работы по интенсификации импортозамещения.

Общая стоимость заказа составляет 2,6 миллиарда рублей. Буксиры работают не только в Арктике, но и в других морских бассейнах - например, тихоокеанском.

Их строительство ведется в рамках развития инфраструктуры Севморпути на период до 2035 года, а также федерального проекта "Северный морской путь", который предусматривает модернизацию и расширение магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Стабильный доход

С 2021 года Окская судоверфь участвует в нацпроекте "Производительность труда". Она стала первой в регионе, кто начал сотрудничать с его экспертами - специалистами Федерального центра компетенций. Они помогли наладить системную работу с инструментами и сделать рациональнее внутреннюю логистику. Это позволило на 20 процентов увеличить возможности по производству судов.

Глава "Роскосмоса" Борисов: Россия будет использовать ядерный буксир "Зевс" в проекте с Китаем

Буксиры для Севморпути - не единственный проект, который реализуют на верфи. На предприятии строят сухогрузы, изготовили первый отечественный краболов-процессор, спустили на воду грузопассажирское судно и гидрографический катер.

Предприятие расположено в городе Навашино. На производстве заняты 1609 человек, которые имеют, по их отзывам, "стабильный доход". Кстати, директор предприятия Денис Самсиков лично участвует в сетевом общении с работниками.

Бережливые технологии

Другому предприятию - Амурскому судостроительному заводу - участие в нацпроекте и помощь экспертов помогли внедрить принципы бережливого производства в корпусообрабатывающем цехе. И как результат - предприятие экономит по 850 миллионов рублей в год.

На 32 процента снизилось время подготовки металла для изготовления секций и на 45 процентов уменьшился объем незавершенного производства. Предприятие выпускает военные и гражданские суда. Среди последних: паромы для перевозки пассажиров и машин, научно-исследовательские суда.

Мишустин: До 2035 года на верфях РФ планируется построить около тысячи судов

А на Cудоверфи "Звезда" внимание сосредоточили на обучение бережливым технологиям работников. На базе Дальневосточного судостроительного колледжа организовали производственную учебную площадку "Фабрика процессов". Занятия вели тренеры Приморского регионального центра компетенций для более ста производственных руководителей. Этим летом судоверфь передала заказчику четвертое судно - танкер "Академик Губкин". И спустила на воду пятый танкер типа "Афрамакс" - нефтеналивное судно усиленного ледового класса. Его используют для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов в неограниченном районе плавания. В портфеле заказов предприятия - 12 танкеров этого типа.

"Нацпроект позволяет повысить производительность труда за счет внутренних ресурсов и резервов компаний, - отметил замминистра экономического развития РФ Мурат Керефов. - Эффективность компаний повышается после сокращения запасов и объемов незавершенного производства, обеспечения полной загрузки оборудования, оптимизации перемещения продукции, материалов и логистики в целом". Собственно, всё это и есть принципы бережливого производства, которые без дополнительного вложения средств повышают производительность труда.

Справка "РГ"

Одна из целей нацпроекта - обеспечить на 20 и более процентов прирост производительности труда к 2024 году. Для этого на предприятиях специалисты Федерального центра компетенций (ФЦК) и региональных Центров компетенций внедряют технологии бережливого производства. В результате сокращаются временные и финансовые затраты на производство. Растет прибыль при сокращении издержек, улучшаются условия, выше становится зарплата рабочих.

Представители бизнеса обсудили на форуме в Казани будущее нацпроекта "Производительность труда"

В нацпроекте могут участвовать предприятия из пяти несырьевых отраслей: обрабатывающая, строительная, сельское хозяйство, транспорт и торговля. На сегодня 4,7 тысячи предприятий из 84 регионов уже присоединились к нацпроекту. Половина из них уже смогла на треть повысить скорость производства и на 50 процентов - выработку продукции. Благодаря этому компании увеличили свои доходы на 61 миллиард рублей. Это в четыре раза больше, чем государство инвестировало в нацпроект "Производительность труда" за время его реализации.

Доступны и цифровые решения для повышения производительности труда. На платформе эффективность.рф компании запускают цифровую трансформацию. Более 750 уже получили рекомендации.

Все тексты о нацпроектах читайте здесь.

Нижегородская область Амурская область Приморский край Минэкономразвития Промышленность Занятость Хабаровский край