Давайте сразу уточню, вы играли концерт в БДТ на баяне или на аккордеоне? Ведущая употребляла оба названия - а в чем различие?
Владимир Розанов: Самое простое объяснение: у аккордеона на правой клавиатуре - клавиши, как у фортепиано, а у баяна - кнопки. Сегодня любой пневматический инструмент с мехами для нагнетания воздуха универсально называют аккордеоном, добавляя: клавишный или кнопочный. Слово "баян" применяется ко второму типу аккордеона, это чисто русское название, отсылающее нас к архетипу славянского бродячего певца. В других странах баян называют по-своему.
В БДТ я играл на кнопочном аккордеоне итальянской марки "Пиджини", хотя у меня есть и баян нашей марки "Юпитер". У них очень разные характеристики звука. "Юпитер" - под стать названию - действительно обладает мощью, плотной звуковой палитрой. "Пиджини" - конструкция гораздо более тонкая, итальянцы довели звучание инструмента до невероятного изящества. Я люблю оба инструмента и выбираю тот или иной в зависимости от ситуации. Когда требуется мощность звучания, нужен "Юпитер", а когда нужны чистота интонации, певучесть, филигранная техника - скажем, для сонат Скарлатти, - я предпочту "Пиджини".
Баян для многих инструмент народный, для народной музыки, баянисты в старых фильмах ходят по деревенским улицам. Вас это не смущает?
Владимир Розанов: Однажды я пришел в БКЗ "Октябрьский", меня спросили: "На чем играете?" - "На баяне". - "О, народный инструмент! А что играете?". И когда я сказал про сонаты Скарлатти, прелюдии Баха, современную классическую музыку - очень удивились. Но при этом я очень люблю фольклорную музыку, в моем репертуаре ее много, истоки ее очень глубокие и мощные.
А что было важно для вас в программе концерта на сцене БДТ?
Владимир Розанов: Концерт можно разделить на три части: полчаса классики (старые мастера!), полчаса музыки XX века и третья часть - современная музыка. Начался концерт с музыки Баха, написанной для органа, причем, я взял не самую известную маленькую органную прелюдию и фугу. После Баха - раритетные сонаты Скарлатти, написанные для клавесина. Зрители услышали, как аккордеон может заменить и орган, и клавесин. Дальше шла часть вивальдиевской "Зимы", написанной уже для целого оркестра. Потом - "Испанская сюита" Исаака Альбениса, и в этом случае аккордеон заменил гитару. Ну и так до композиторов-современников: Леонида Десятникова, Настасьи Хрущевой, даже группы Linkin Park.
Многих удивлет: как это - баян может заменить орган. Но я бы спросил про другое: а может ли баян дать музыке Баха что-то, чего не даст орган?
Владимир Розанов: Орган и аккордеон в самом деле близки по характеристикам, работают по одним и тем же принципам: звук управляется воздухом, есть клавиши, регистры… Разве что у аккордеона отсутствуют трубы. Орган - "король инструментов", он должен звучать в определенном зале и в определенной атмосфере. А баян - это мобильный вариант, он куда более тесно, физически соприкасается с исполнителем, в каком-то смысле даже уподобляется человеческому голосу, как скрипка или флейта. Орган лишен этой интимности.
Органисты уверяют, что звучание органа подключает слушателя к космическим вибрациям. Не чувствуете ничего такого, когда играете того же Баха на баяне?
Владимир Розанов: Мне кажется, любая классическая музыка помогает человеку выйти за грань насущного, соприкоснуться с чем-то глубинным, иррациональным. Тем более, когда звучит Бах - "В каждой музыке - Бах, / В каждом из нас - Бог", как сказал Бродский.
Насколько обширен репертуар музыки, сочиненной специально для баяна?
Владимир Розанов: Гармонь, предок аккордеона, появилась еще в 1820-е годы, первый век ее бытования - время ее утверждения и развития. Аккордеон же довольно молодой инструмент: он утвердился как концертный инструмент за последние сто лет. Появились и композиторы, писавшие специально для аккордеона или включавшие его в сочинения для ансамбля. Конечно, это несравнимо с огромнейшим репертуаром для фортепиано или скрипки.
Я сам стал писать музыку для баяна - и на концерте исполнил собственное сочинение к фильму Якова Протазанова "Аэлита". В следующем году фильму исполнится сто лет, а в этом году - сто лет одноименному роману Алексея Толстого… Я не популяризатор, я музыкант, стараюсь транслировать в мир через инструмент то, что умею. Но интерес к аккордеону должен формироваться именно сейчас.
На концерте вы впервые исполнили произведение Настасьи Хрущевой "Русский кайрос (8 тактов для баяна)", написанное специально для баяна…
Владимир Розанов: Мы много работали вместе, и "8 тактов" написаны за две недели специально для меня - это сочинение связано с метамодерном, направлением, которое Настя представляет как композитор. На наш с Настей взгляд, надо уметь выходить за границы виртуозности и смотреть на себя как бы со стороны. Она дала мне только 8 тактов, которые я могу свободно варьировать. Убраны нюансы, исключено интонационное богатство, но есть крайности: только громко или только тихо. И только 8 тактов. В этом предельном минимализме одна из важных установок Хрущевой: музыкант должен стать своего рода монахом. Взращивать свой стиль в глубине этого аскетизма. И задача этого сочинения - позволить слушателю насладиться моментом во времени. Только 8 тактов - напоминание о быстротечности времени. Мир очень быстро меняется, но именно сегодня нужно остановиться, сосредоточиться и прислушаться к мотиву.
Как раз в этих "8 тактах" вы использовали такой прием: воздух в мехах уже закончился, но ваши пальцы продолжают стучать по кнопкам, и мы слышали только это жутковатое постукивание, без нот. "Так судьба стучится в дверь": ведь и понятие "русский кайрос" - апокалиптическое, связано с концом времен, как объясняет композитор.
Владимир Розанов: Да, я пользовался этим на концерте, исполняя и Хрущеву, и финского композитора Петри Макконена. Это обычный прием: когда прекратилась подача воздуха, а ты продолжаешь играть, хотя ноты не звучат. Это особенно содержательно в случае с Хрущевой, с ее мировосприятием: пьеса закончилась, но только здесь и сейчас - а в какой-то параллельной вселенной она продолжается.
Зачем вам, музыканту, окончившему Консерваторию, служба в драмтеатре. Что это вам дает?
Владимир Розанов: Я выступаю и сольно, и в ансамбле, играю с оркестрами. Но в свое время захотелось уйти в театр по простой причине - исполнительской: мне не хватало определенной свободы и артистизма. Искал, что поможет преодолеть скованность. Оказался в Театре имени Ленсовета, выходил с баяном в спектакле "Испанская баллада". А в 2013 году пришел в БДТ: заменил Владимира Михайловича Горбенко, служившего в оркестре этого театра с 1969 года и уходившего на пенсию. С тех пор уже 10 лет здесь и безумно рад, что стал частью этой семьи. Театр стал для меня спасением, он постоянно держит в тонусе. Каждую неделю выходишь на сцену в одном-двух спектаклях, репетируешь… В "Джульетте", например, я выхожу в ярком костюме и чувствую себя частью сценического действа… Будь моя воля, ввел бы актерское мастерство в Консерватории для всех. К сожалению, эта дисциплина там предполагается только для певцов.
Не в каждом театре есть свой оркестр, как в БДТ…
Владимир Розанов: Да, в Петербурге таких театров раз, два и обчелся: помимо БДТ, есть свой музыкальный состав в Александринке и в театре "На Литейном". В советское время оркестры и ансамбли при театрах пользовались популярностью, но с появлением новых звуковых возможностей, в том числе фонограмм, их стали вытеснять. Приятно, что сейчас интерес к живому исполнительству в драмтеатре возрождается. Но БДТ, по-моему, рекордсмен: здесь минимум десять спектаклей с участием музыкантов.
Вы сотрудничаете с оркестром MusicAeterna Теодороса Курентзиса - а зачем им баян?
Владимир Розанов: Теодор стремится использовать все звуковые возможности - и баян необходим Курентзису как яркая краска в его богатой палитре. Я играю в танцевальном спектакле-концерте "Посвящение Курту Вайлю", участвовал в исполнении симфонии Леонида Десятникова "Путешествие Лисы на Северо-Запад", где присутствует аккордеон. Курентзис любит этот инструмент - его, кстати, приняли в Союз композиторов с произведением, где присутствует баян.
Не хотите повторить свой концерт в БДТ в новом сезоне?
Владимир Розанов: 25 ноября состоится следующий концерт с некоторыми изменениями программы. Исполню сочинение молодого, подающего большие надежды композитора Элины Лебедзе. К зиме подготовлю все три части концерта "Зимы" Вивальди (сейчас прозвучала только первая часть). Из нового - прозвучат произведения Дмитрия Шостаковича, Геннадия Банщикова, Арво Пярта и мои новые пьесы…
Почему вы выбрали аккордеон?
Владимир Розанов: До пяти лет своей жизни - это был самый закат Советского Союза - я жил на Чукотке, в поселке у бухты Провидения. Это самый крайний северо-восток России, дальше уже Аляска. Мама преподаватель черчения, папа моряк. Когда мне было года четыре, меня привели в местную маленькую музыкальную школу, где среди множества сломанных, списанных уже, негодных, было несколько более-менее играющих инструментов: скрипка, на которой уже играла одна девочка, пианино и аккордеон, именно клавишный. Его можно было взять и заниматься дома, в отличие от пианино. Это и решило мою судьбу, поскольку от дома до школы долго идти по лютому холоду, когда тебя сносит ледяным ветром. Я быстро освоил аккордеон и показал такие хорошие результаты, что родители решили переехать в Ленинград, поскольку папа отсюда. В шесть лет я поступил здесь в десятилетку при Консерватории им. Римского-Корсакова, а потом и в саму Консерваторию.