27.07.2023 03:00
Культура

Национальная идентичность и культурный суверенитет стали общим трендом в политике России и стран Африки

Текст:  Татьяна Жоливе (руководитель АНО "Центр общественной дипломатии")
Российская газета - Спецвыпуск: Россия - Африка №165 (9110)
В преддверии саммита "Россия - Африка" в Московском доме национальностей открылась масштабная выставка картин африканских и российских художников "Россия - Африка: культурное единство". Все ее экспонаты объединяет творческий взгляд на Африканский континент.
В африканских странах население поддерживает законы, охраняющие традиционные семьи. / iStock / jacoblund
Читать на сайте RG.RU

Во время выставки также проходят презентации книг об Африке, театральные постановки и круглые столы, посвященные самобытности и культурному суверенитету государств Черного континента.

И в этом плане у стран Африки и России довольно много общего. Так, начиная с 2015 года в России было принято несколько важных документов, которые сформировали вектор не только национальной, но и внешней политики, используя "культурный суверенитет" как один из основополагающих факторов национальной безопасности.

Что же такое культурный суверенитет?

Это совокупность многих явлений культуры. Сюда можно отнести язык и историческую память, традиции и культурные коды. Но главное - подход к этим факторам. Суверенитет - это возможность быть свободным от грубого вмешательства, навязывания чуждых, а чаще вредных "ценностей" внешней экспансией. Это возможность самостоятельно выбирать из мировых тенденций лучшие образцы без ущерба для национальной идентичности.

Эрмитаж покажет африканские скульптуры на выставке "Красота как ритм"

Даже при условии многоконфессиональности, многоязычия и мультикультурализма на территории одной страны выработаны такие общенациональные культурные коды и духовно-нравственные ценности, которые превращаются в единую культурную политику и которые необходимо защищать как любой другой суверенитет.

Отличным примером борцов за свой суверенитет являются африканские страны, многим из которых наше государство в прошлом веке помогало приобрести суверенитет политический.

Африканские страны и сейчас пытаются активно выйти из сферы влияния прошлых колонизаторов: языком государственного общения становится язык местного большинства; развивается африканский кинематограф и литература; пересматривается история Африки; множатся требования к европейским музеям вернуть на родину африканские сокровища.

Понимая нарастающий мировой культурный и духовный кризис и активно противодействуя различным деструктивным повесткам, Россия сформулировала свой цивилизационный базис, выдвигая кроме прочего на первый план защиту семейных ценностей. Конституционно закрепила основные положения по защите института брака как союза мужчины и женщины. И такой подход разделяет практически весь Глобальный Юг, где действует или ограничение, или полная криминализация людей с иными "ценностями".

Защиту брака между мужчиной и женщиной поддерживает весь Глобальный Юг

Например, в Уганде законы в отношении нетрадиционных сообществ вызвали гнев международных организаций и реакцию американского правительства, которые пытались повлиять на решения президента. Тем не менее в самой Уганде закон поддерживает население.

Русская православная церковь совместно с Эфиопской православной церковью подписала меморандум о взаимодействии по защите христианской морали в публичном пространстве.

А после раскола во Вселенском Православии именно РПЦ выступила как консервативная Церковь и не смогла остаться безучастной к запросам африканских братьев, которые хотели оставаться в канонической церкви. С 2019 года в епархии Африканского экзархата вошли все 54 африканские страны.

Очевидно, мы должны защищать суверенитет и нарабатывать методы противодействия внешнему влиянию. Из практических шагов можно назвать обмен информационным и правовым опытом с парламентариями тех стран, которые продвигают те же ценности.

Учитывая российский опыт, мы можем оказывать помощь в формировании законодательства и гармонизации его со стратегиями БРИКС, ШОС и другими.

Мнения

Тебого Мокото, теле- и радиоведущий (GabzFmNews):

- Борьба с колониализмом привела к свободе и суверенитету в техническом смысле. Но сложившийся образ мысли - не то, что можно перестроить революционным путем. Определенные доктрины остаются в головах до сих пор.

Сергей Черемин: Москва готова поделиться опытом градостроительства с африканскими городами

Для африканцев, например, восприятие белой расы как высшей еще живо. Стирание исторической памяти, замещение местных обрядов и обычаев новой псевдокультурой - вот что произошло и происходит. Вернуть свою идентичность очень сложно.

Ворку Белачу, редактор (Ethiopian Herald):

- Культура растет, развивается, живет и умирает. Это живое явление, который может впитывать что-то извне. Как часть глобального общества, мы делимся нашей культурой и воспринимаем ее у других государств. Но выживет только пруд с подземными источниками. Колониализм уничтожил африканские цивилизации. Эфиопия - единственная страна, которая никогда не была колонизована и сохранила свою культуру, язык и религии. Наши ценности заложены в Библии и Коране, и их необходимо уважать. Это наш фундамент.

Культурный обмен Арт