В июле текущего года каждый третий житель страны не готов покупать дизайнерскую мебель или ортопедический матрас и предпочитает обходиться более бюджетными аналогами. При этом 9,2% опрошенных вообще исключили мебель из списка необходимых покупок за прошедший год, несмотря на потенциальную потребность.
Только 21,7% опрошенных не хотят сокращать траты на покупку мебели, а 20,1% даже готовы инвестировать на эти цели больше, чем раньше, если потребуется. Более 9% россиян отказались тратить на покупки более 25 тыс. руб., 7,1% - более 50 тыс. руб., 6,5% - более 100 тыс. руб. Почти 10% не приобретали мебель за последний год, по 5,8% россиян предпочитали товары по низким ценам и в рассрочку, а 3,8% респондентов проголосовали за реставрацию старой мебели вместо ее замены.
Вместе с тем, производство мебели дорожает из-за ослабления рубля. Сказывается рост цен на иностранные комплектующие. В таких условиях мебельщикам становится труднее работать, поскольку они вынуждены закупать материалы по повышенным ценам, рассказал исполнительный директор компании "Ангстрем" Вадим Чернушкин.
По данным опроса, 13,2% россиян стали чаще обращаться к услугам байеров для заказа товаров ушедших из страны мебельных брендов, 10,8% чаще покупают мебель в сетевых магазинах, 9% - на маркетплейсах, 7,1% - у местных производителей, 5,7% - на китайских онлайн-площадках и еще около 5% на классифайдах вроде "Авито".
Аналитики отмечают, что усилился интерес к российским и белорусским производителям, их выбирают 8,7% опрошенных. В группе компаний "Ангстрем" подтвердили "РГ", что в июле количество заказов у партнерской сети выросло на 24% по сравнению с маем. В тоже время усилилась конкуренция. Несмотря на то, что после ухода с российского рынка IKEA освободилась ниша, партнеры компании остались.
"Доля импорта составляет примерно треть от объемов российского производства: если отечественные предприятия произвели мебели на 365 млрд руб., то из-за границы было поставлено продукции на 105 млрд. В нынешних условиях, когда недружественные страны ограничили доступ российской мебели, а отечественным производителям на внутреннем рынке приходится конкурировать с иностранными, необходимы меры, которые будут помогать нашим предприятиям", - отметил исполнительный директор компании "Ангстрем" Вадим Чернушкин.
В 2022 году спрос на мебель упал из-за стагнации на рынке недвижимости, вспоминает эксперт по сквозной аналитике Callday Furniture 2023 Павел Мрыкин.
"Мебельным ритейлерам приходилось непросто: ценообразование постоянно менялось, поставки часто отменялись, а потребительский спрос менялся от пикового до минимального. Вместе с изменениями в логистике ощутимое влияние на отрасль оказал запрет популярных соцсетей и рекламного продвижения в части каналов: бустером продаж мебели и декора традиционно были качественный контент и эффективная реклама. И тем не менее, в новых реалиях россияне, несмотря на тоску по ушедшим брендам, все-таки смогли перестроиться - мы видим это и по росту спроса на российские марки, и по интересу к альтернативным каналам продаж, и, в целом, по восстановлению спроса и активности", - рассказал он.
Критерии выбора мебели поменялись почти у каждого второго жителя страны (49,7%). Из них 12,7% больше всего ориентируются на долговечность и функционал. Чуть меньше - 12,1% - отказываются от любых спонтанных покупок. Кроме того, 8,4% стали больше обращать внимание на цены, 7,3% чаще выбирают типовую мебель вместо эксклюзивной, а 6,9% согласились на более доступные материалы даже в ущерб качеству.
Около 40% россиян изменили свое отношение к приобретению мебели и предметов интерьера. Из них 14,6% ее приобретают исключительно онлайн, всего 4,6% для выбора мебели необходимо ее вначале увидеть.
Несмотря на общее снижение спроса, пользователи в 2022 и 2023 годах стабильно посещают интернет-магазины мебели. Почти половина из них (48,9%) попадает на сайты благодаря рекламе, около четверти (23,6%) переходят из поисковой выдачи, каждый десятый пользователь (10,3%) переходит на сайты по прямым ссылкам.