"Герой проекта приобрёл всемирную известность, когда получил главную премию Американской киноакадемии за свой фильм "Старик и море" по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя. Но этой - пусть и самой заветной для кинематографистов - наградой не ограничивается перечень его творческих достижений. Александр Петров выработал собственный уникальный метод создания анимационных картин, с которым познакомит наша выставка", - подчеркивает директор Музея кино Лариса Баженова. Авторский метод называют "ожившей живописью". Это сложная в исполнении, затратная по времени технология, результатом которой становятся высокохудожественные, поистине авторские кинопроизведения. Живопись Петрова действительно оживает на экране, а вот в мастерской художника ничего не остаётся.
"Я рисую свои фильмы на белом матовом стекле", - объясняет Александр Петров. - Краску наношу прозрачным слоем (или несколькими слоями), причём не кистью, а пальцами. Рабочее поле примерно формата А3 подсвечено специальными лампами. Мы снимаем одну фазу движения персонажа, а затем стираем его и рисуем следующую. Фон остаётся неподвижным, как декорации в театре. Но если нужно, скажем как в "Старике и море", передать движение океана, фон тоже приходится рисовать каждый раз заново".
Выставочный проект "Александр Петров. Многослойная реальность" предлагает по-новому взглянуть на творчество режиссёра. На выставке представлены работы разных жанров и творческих интересов Александра Петрова: живописца, мастера рисунка, иллюстратора книги и конечно, выдающегося аниматора. Всего на выставке будет представлено более 200 работ, из которых самые ранние относятся к 1980-м годам. Ими охвачен период творческих поисков Петрова-художника, который можно изучить по материалам к фильмам "По щучьему велению" (1984, реж. Валерий Фомин), "Ночь" (1984, реж. Владимир Петкевич) и "Сказочка про козявочку" (1985, реж. Владимир Петкевич), а период работы в качестве режиссёра иллюстрируют материалы к фильмам "Корова" (1989), "Сон смешного человека" (1992), "Русалка" (1996), "Старик и море" (1999) и "Моя любовь" (2006).
В настоящий период Александр Петров работает над новым фильмом про князя-полководца Александра Невского. Эскизы и наброски типажей к полнометражному фильму "Князь" приоткрывают завесу и дают нам возможность соприкоснуться с новым замыслом режиссёра: "Россия XIII века, в историю которой я сейчас погружен, - это очень далеко. И трудно даже себе вообразить, что это за время. Какой была погода? Освещение? Архитектура, одежда, искусство… Всё это надо сочинить для фильма, но сочинить убедительно, чтобы в каждом кадре дышало время", - говорит Петров.
Часть экспозиции будет посвящена живописным и графическим произведениям Петрова, которые не относятся ни к кино, ни к книжной иллюстрации. Как истинный живописец, он постоянно ощущает потребность в работе с натурой. Во время путешествий, деловых поездок, "выходов из дома" он берет с собой бумагу, карандаш, пастель или другие материалы. Созданные этюды и зарисовки иногда используются в кинематографических проектах, но в большинстве своем складываются в дальний угол. На выставке представлены работы последних лет, сложившиеся в серии: "Путешествия по Италии" (2015-2019), "Африка. Путешествие в Буркина-Фасо" (2016-2017), "Каток" и "Лошади" (2015-2019).