31.07.202310:03

В Санкт-Петербурге проходит выставка современного африканского искусства "Перевернутое сафари"

В Петербурге, в Центральном выставочном зале "Манеж" до 3 октября проходит уникальная выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" - знаковое событие нового многополярного мира.

Пресс-служба "МВО Манеж"

На нас не давило "бремя белого человека", как на европейцев, но давило бремя стереотипов. Мы слишком долго воспринимали Африку исключительно с точки зрения этнографии да "Бармалея". Кому-то еще вспоминаются строчки стихов Николая Гумилева, большинству - сводки новостей. Но мало кто знает, как развивалось искусство на огромном континенте после того, как Африка освободилась от западной экспансии.

"Выставка призвана перевернуть взгляд современного человека на африканское искусство, избавиться от как называемого синдрома белого охотника, - так представляет концепцию выставки ее куратор Алессандро Романини, один из крупных мировых специалистов в области африканского искусства. - Распространенная ситуация в предыдущие века - когда западные охотники, в кавычках или в прямом смысле, посещали африканский континент и увозили с собой какие-то трофеи, которые потом вывешивали на стенах своих домов. Мы хотели избавиться от этого, поэтому не ставили никаких жестких рамок, не обозначали никаких конкретных тенденций, которым должны следовать художники. Здесь вы видите произведения, которые показывают, как сами африканцы самоопределяют себя".

Работа над проектом шла около года, организаторам выставки хотелось показать самых ярких, самых прогрессивных африканских художников. Им это удалось. "Сафари" в Манеже - это увлекательное путешествие-открытие целого континента.

Нырнуть в портал

На выставке, посвященной Африке традиционно ждешь увидеть ритуальные маски, яркие орнаменты, бусы из клыков и перьев… Этнографические артефакты и в самом деле есть - из коллекции Эдди Новарро, бразильского фотографа, собирателя африканского искусства, которая двадцать лет назад была передана в собрание Фонда просветительских инициатив В. Д. Поленова. Но они вступают в диалог с современным искусством. Чтобы погрузиться в сегодняшнюю жизнь африканского континента, надо оставить свои стереотипы и нырнуть в арку-"портал", созданный по эскизу нигерийской художницы Мишель Окпаре и окрашенный в ритуальные цвета народа йоруба.

В "Манеже" представлены работы 49 африканских художников, среди них - немало знаковых фигур. 78-летняя керамистка Сени Ава Камара из Сенегала - настоящая легенда. Свои терракотовые скульптуры богинь-матерей, олицетворяющие сокровенную душу Африки, ее прекрасные и ужасные противоречия, художница создает в лесу. Само рождение ее произведений - это шаманский обряд, свидетелем которого никто не может быть.

Другая старейшина, чьи работы представлены на выставке - 88-летняя Эстер Малангу из ЮАР, которую по праву считают национальным достоянием. Она не умеет читать и писать, каждое утро Эстер подметает двор, кормит кур, а потом садится рисовать фрески в традиционном стиле ндебеле - яркие, с геометрическим узором и четкими черными контурами. Многие эксперты считают: любая важная панафриканская современная коллекция не может считаться полной без одной из ее работ. Исторически за узорами ндебеле скрывался шифр, с помощью которого аборигены передавали друг другу информацию.

Фото: Пресс-служба "МВО Манеж"

Колониальному прошлому посвящена инсталляция Антонио Сидибе - из кофейных зерен сложен каркас корабля, в трюмах которого перевозили рабов, чьи фигурки сделаны из какао.

"Современные художники не забывают о колониальном прошлом, - замечает куратор выставки Алессандро Романини. - Они включают колониальное воздействие в свой опыт, соединяя национальные корни с тем влиянием, которое оказывает на них современный мир, путешествия, интернет".

Графические символы Овусу Анкома из Ганы - это отсылка к системе знаков адинкра, широко используемой народом акан в тканях, керамике, мебели. Но на творчество ганца повлияло и искусство эпохи Возрождения, и китайские идеограммы, и современные глобальные культуры. Другой художник из Ганы, Джозеф Авуа-Дарко, соединил древнюю традицию плетения корзин своего родного племени с европейским способом изготовления гобеленов.

В работах Медерека Тюрея, родом из Берега Слоновой Кости, смешались элементы африканского фольклора и атрибуты поп-культуры, его стиль - микс неоимпрессионизма, кубизма и граффити. "Специально для этой выставки я создал картину "Культурный обмен", - рассказал на открытии художник, - Это очень символично. Знаменитые мастера, вроде Пикассо, вдохновлялись Африкой, ее племенным традиционным искусством, или как мы зовем его - "сырым" искусством. А мы в свою очередь можем брать что-то из искусства всего остального мира. В своих работах мне важно сказать человечеству: мы нужны друг другу, существование невозможно без других людей. Эти другие и дают тебе понять, что ты существуешь. Так что мы "обречены" на то, чтобы существовать вместе и творить вместе".

Другого ивуарийца, Брайса Эссо, сделали знаменитым огромные "головы младенца", которые он создал в Италии, в Карраре. Они напоминают головы, которые ставили в древнем африканском городе-государстве Ифе на алтари для жертвоприношений. Но для Эссо - это, как он однажды заметил, вызов Микеланджело, стремление показать, что африканцы тоже могут творить искусство резьбой по мрамору.

Участница выставки ивуарийская художница и феминистка Летиция Ки создает скульптуры из своих волос. Фото: Пресс-служба "МВО Манеж"

Шлепанцы как искусство

Африку часто называют мусорным складом Европы. Художники беду оборачивают себе во благо - ганец Серж Аттуквей Клотти экспериментирует с шинами, ведрами, джутовыми мешками, но любимый его материал - желтые пластиковые канистры, которые он режет, сшивает, плавит, укладывает как кольчугу. Моффат Такадива из Зимбабве, черпая вдохновение в традиционном ткачестве своего региона, интегрирует в полотна потребительский мусор вроде крышек пластиковых бутылок.

Аристиду Куаме из Кот-д"Ивуара достаточно шлепанцев, найденных на местных пляжах, чтобы создать мозаичные портреты. Его соотечественник Армана Буа на упаковочном картоне, с помощью дегтя рисует затемненные силуэты потерянных детей - за поэтической формой скрывается боль за страну, в которой киднеппинг (похищение детей) остается серьезной проблемой.

Детям посвящены и экспрессионистические коллажи другого ивуарийского художника Абудия, который использует материал, подобранный на тротуаре, в мусорных баках - картон, газеты, уголь, мел, все то, что может найти на улице беспризорник. Фантасмагоричные видения Абудии - мрачны и жестоки, но дети на них очерчены ярким контуром, словно художник изо всех сил пытается их защитить с помощью своей кисти.

На художественную "переработку" может пойти и самое настоящие оружие - после гражданской войны в Мозамбике, которая длилась 16 лет, - часть вооружения деактивировали и передали художникам. Гонсало Мабунда создал из военных артефактов - гильз, пуль, - трон как метафору власти, для достижения которой проливаются реки крови.

Некогда Африка помогла европейским художникам отойти от натурализма, увидеть то, что находится над поверхностным взглядом. Теперь, хорошо узнав европейскую культуру, мастера Черного континента продолжают вдохновляться традиционными мотивами, формами и талисманами. Нигерийская экспрессионистка Мишель Окпара, пытаясь обратить внимание на стандарты красоты, которые общество навязывает женщинам, создает своих прекрасных героинь, используя гофрированную бумагу, акриловую краску и кружевную аппликацию.

Выставка призвана перевернуть взгляд современного человека на африканское искусство

Ивуарийская художница и феминистка Летиция Кай в искусство превратила себя. Материалом для социальных высказываний стали ее собственные черные афротекстурированные волосы, из которых она формирует самые разные скульптуры - от змей до боксерских перчаток.

Отдельная страница выставки - работы 14 российских художников, отражающих восприятие африканского континента.

"Участие нашей страны и Африки в этом проекте обусловлено тем, что Россия никогда не была колонизатором стран Африки, и поэтому мы можем выстраивать художественный диалог с равных друг другу позиций", - уверена Анна Ялова, директор Центрального выставочного зала "Манеж".

Куратора выставки Алессандро Романини интересовало, как "русская идентичность, самобытность накладываются на понимание африканской культуры".

Что характерно: в африканском искусстве, как и в русском мало абстрактных умствований - в центре всего человек, с рефлексиями, страданиями, радостями, верой.

Фото: Пресс-служба "МВО Манеж"

И если Ольга Мичи, более десяти лет посвятившая изучению стран Африки изнутри, создала документальную серию портретов "Уязвимые", Екатерина Зорькая погрузилась в мифологию и создала из подручных материалов "плюшевые" картины, то Мария Арендт из макраме сплела маковки церквей - исконные формы, но переданные иным этнографическим языком. И соседство русских маковок, в которые вплетены эпизоды из пушкинского "Арапа Петра Великого" с "колониальным похмельем" Моффата Такадивы о многом говорят…

Кстати

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" стала ключевым культурным мероприятием второго саммита африканских государств "Россия-Африка", который прошел в Петербурге с 27 по 28 июля 2023 года. Экспозицию можно посмотреть в петербургском "Манеже" до 3 октября.