По официальным данным, за первые шесть месяцев текущего года объем ВВП страны составил 453,4 миллиарда сомов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2022-го почти на четыре процента. Экономический рост зафиксирован во всех отраслях. Внешнеторговый оборот превысил 5, 1 миллиарда долларов, что на 28 процентов больше прошлогоднего показателя.
В правительстве экономические успехи связывают с плодотворной деятельностью предпринимателей. В начале июля Акылбек Жапаров на встрече с представителями бизнес-ассоциаций сказал: "Мы все знаем, что деловые круги являются движущей силой любой экономики. Ваши предприятия создают и обеспечивают рабочие места, стимулируют экономический рост. Поэтому для кабинета министров важно знать, с какими проблемами вы сталкиваетесь и какие меры могут быть приняты государством для создания благоприятной бизнес-среды".
Мероприятие было организовано по просьбе лидеров общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей, жалующихся на давление на бизнес и особенно на участившиеся проверки со стороны надзорных органов. Людей особенно возмущает тот факт, что это происходит во время действия в республикке уже пятого по счету моратория на проверки.
Как гласит закон КР о проверках, эта мера вводится правительством "в целях улучшения экономического положенияи в исключительных случаях". Первый раз в республике мораторий на проверки был опробован в 2006 году, когда политическая и экономическая ситуация в стране была близка к критической. И тогда этот шаг действительно помог представителям малого и среднего бизнеса оправиться от "революционного" шока и со временем подняться с колен. Предпоследний мораторий был необходим для поддержки бизнеса в период пандемии, что тоже понятно. А вот действующий, по словам некоторых членов Национального альянса бизнес-ассоциаций (НАБА), вводить не было нужды, так как от него больше вреда чем пользы.
Президент КР Садыр Жапаров подписал указ о введении временного запрета на проведение проверок субъектов предпринимательства до 31 декабря 2023 года в декабре 2022-го. И связано это было, по признанию властей, с тем, что "в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности продолжали существовать проблемы, которые негативно отражались на развитии предпринимательства, бизнеса и способствовали снижению уровня деловой активности населения, инвесторов, в том числе иностранных".
Мораторий должен был создать лучшие условия для развития бизнеса, способствовать притоку инвестиций, а главное - обеспечить правовую защиту деловым людям, оградить их от чрезмерного интереса контролеров разных мастей. Для этого были определены 15 госструктур (за исключением Государственной налоговой службы (ГНС)), которым запрещалось проверять предпринимателей.
Но, по словам аудитора, налогового консультанта Гульнары Ускенбаевой, в период моратория увеличивается число внеплановых проверок, которые к тому же зачастую являются фиктивными.
- Что касается плановых инспекций, то бизнесмены относятся к ним спокойно, с пониманием. А вот внезапные посещения ревизоров, которые без повода нагрянули в офис в поисках нарушений и поводов для наложения штрафов, предпринимателей раздражают и вызывают протест, так как мешают работе, - пояснила Гульнара Ускенбаева.
С ней согласен и руководитель общественной организации "JIA" Жоодар Ормушев, который сказал Акылбеку Жапарову, что проверки и давление на бизнес усиливаются и часто заканчиваются заведением уголовных дел.
- Возбуждены уголовные дела в отношении многих предпринимателей. По итогам они оправданы судом, но в ходе следствия распространяются сведения о задержании бизнесмена, возбуждении в отношении него уголовного дела. А это наносит большой ущерб репутации предпринимателя и предприятия, - пожаловался он.
Действительно, в период моратория, согласно статистике, сокращается число и плановых (ПП), и внеплановых (ВП) проверок. Однако если количество первых уменьшается в десятки раз, то со вторыми получается любопытная картина. Так, в 2018 году Государственная налоговая служба КР провела около 23,6 тысячи ПП и свыше 4,6 - ВП. А в 2019 году, когда действовал очередной мораторий, первая цифра равнялась 144, а вторая - 1884. Внеплановых, конечно, было тоже меньше, но не настолько, чтобы предприниматели вздохнули с облегчением.
В кабмине же, как считают эксперты, закрывают глаза на жалобы на налоговиков, так как именно на них возложена главная задача - пополнить государственную казну.
Руководитель ГНС Алтынбек Абдувапов проинформировал об успехах ведомства в 2023 году. В первые шесть месяцев темпы роста сбора основных видов налогов составили 200-300 процентов. В бюджет поступило 84,5 миллиарда сомов, что на 10,8 миллиарда больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Была проведена работа по совершенствованию налоговых процедур, оптимизации контроля и повышению эффективности взаимодействия с налогоплательщиками, - перечислил факторы успеха Алтынбек Абдувапов.
В прошлом году фискальные органы провели более 16,6 тысячи проверок, по их результатам в бюджет было доначислено около 20 миллиардов сомов. Налоговики посетили с рейдовыми проверками почти 46 тысячи предприятий и компаний, при этом выявили нарушения в 11768 субъектах.
Как считает независимый эксперт Андрей Догадин, при таком понимании моратория он лишен смысла. "Необходимо менять подход к проверкам. Иначе у нас будет шестой, седьмой, восьмой... мораторий", - сказал он.
Его коллеги - Сталбек Акматов и Сергей Пономарев - уверены, что проверки необходимы не в качестве инструмента для выявления нарушения и наказания предпринимателя, а для того, чтобы помочь ему правильно вести бухгалтерию, эффективно управлять бизнесом, видеть свои ошибки. Иначе вместо диалога и взаимодействия бизнес и контролирующие органы окажутся по разные стороны баррикады.