Уточним, что речь идет не о поступлениях в бюджет России, а о цене продажи нашей нефти за границу. Российская статистика по поставкам закрыта, но почти все мировые консалтинговые и аналитические агентства, предоставляющие данные о нашем нефтяном экспорте, фиксируют снижение его объемов.
То есть санкции против нашего нефтяного экспорта фактически не работают. Их цель была снизить доходы России от поставок своей нефти за границу, но не допустить уменьшения объемов экспорта нашей нефти на мировой рынок, чтобы не вызвать рост котировок барреля. Сейчас объемы экспорта российской нефти падают, а доходы от ее продажи растут благодаря росту мировых цен.
В Международном энергетическом агентстве (МЭА) зафиксировали снижение нашего экспорта нефти на 200 тыс. баррелей в сутки в июле этого года до 4,6 млн баррелей - минимума с декабря прошлого года. По данным S&P Global Platts, в июле морской (без учета трубопроводов) экспорт российской нефти сократился чуть более чем на 700 тыс. баррелей в сутки.
При этом в обоих агентствах отмечают, что экспорт российских нефтепродуктов сохранился на прежнем уровне и даже немного подрос. Но в CREA отмечают, что в денежном выражении с конца июня к началу августа доходы с него выросли лишь на 100 млн евро в неделю. То есть основную прибавку дала нефть, и не объемы ее экспорта, а рост цен на российские сорта.
По данным ценового агентства Argus, цена на нефть марки Urals, поставляемой на западное побережье Индии, 4 августа превысила 81 доллар за баррель по сравнению примерно с 68 долларами в начале июля. Другие сорта российской нефти - ESPO, Sokol, Siberian Light и прочие - традиционно стоят дороже Urals.
В этой ситуации от G7 и ЕС можно ждать попыток ужесточения контроля за исполнением условий санкций - мер против компаний из третьих стран, импортирующих наше сырье, давления на банки, проводящие операции по купле-продаже российской нефти, не исключены даже аресты подозрительных с точки зрения Запада танкеров. Но возможности инициаторов санкций еще больше закрутить гайки уже сильно ограничены. Поэтому можно ждать и попыток политических решений.
Не случайно, по информации Bloomberg, США и Иран возобновили попытки договориться о смягчении нефтяных санкций для Тегерана. Считается, что, если с Ирана будут сняты запреты, объем добычи вырастет на 0,8-1 млн баррелей в сутки. Естественно, весь прирост отправится на экспорт, а это может сбить мировые нефтяные котировки. Но возможен и обратный эффект, поскольку иранская подсанкционная нефть, сейчас поставляемая с дисконтом, например в Китай, автоматически станет дороже. Сейчас большие объемы российской и иранской нефти, продаваемой с дисконтом, сдерживают рост цен.
Конкуренция за российскую нефть также возрастет, так как она останется наиболее выгодным предложением на рынке, считает Ведущий аналитик "Открытие Инвестиции" Андрей Кочетков. Соответственно, можно ждать дальнейшего сокращения дисконта на российскую нефть.
Кроме того, для США есть опасность, что иранская нефть может потеснить на европейском рынке американскую. Ранее, до санкций, Иран был одним из основных поставщиков нефти в страны Европы.
Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, скорее всего, переговоры США и Ирана закрепят сложившийся статус-кво, согласно которому иранская нефть поступает на китайский рынок. Эта сделка облегчит давление на нефтяной рынок, где рост спроса совпал по времени с ужесточением квот ОПЕК+.
По мнению Кочеткова, "отбеливание" экспорта позволит Ирану сократить дисконт относительно мировых цен. Но вряд ли Иран сможет резко нарастить производство. Кроме того, в этом случае ОПЕК могут вернуться к введению квот на добычу в Иране. В ОПЕК весьма твердо заявляют о том, что намерены держать цену нефти выше 80 долларов за баррель и вряд ли Ирану будет позволено нарушать общую позицию добывающих стран.
У экспертов также есть сомнения в скорости наращивания добычи нефти в Иране. Нарастить производство на 0,5 млн баррелей в сутки получится приблизительно за 6-12 месяцев, говорит Кочетков.
Есть и политический момент. Едва ли Иран захочет просто идти на поводу у США, которые в любой момент могут возобновить действие санкций, о чем в Тегеране после 2018 года (возобновление Дональдом Трампом санкций против Ирана) прекрасно знают. Поэтому, вероятней всего, Иран будет ставить дополнительные условия и требовать для себя гарантии у американской стороны. А экспорт нефти из Исламской Республики и так растет, даже под санкциями.
Как отмечает Родионов, ряд индикаторов свидетельствует о том, что Иран уже наращивает поставки нефти за границу. По данным Vortexa, экспорт нефти из Ирана во втором квартале этого года достиг 1,35 млн баррелей в сутки, превысив уровень первого квартала на 300 тыс. баррелей в сутки, а средний уровень 2022 года - на 350 тыс. баррелей в сутки.