В предчувствии переделки
О кардинальном обновлении гостевой улицы Первомайской, которая упирается в железнодорожный вокзал, в Тюмени говорят второй сезон. Весной прошлого года железнодорожники пустили на свою территорию большую делегацию общественников с креативным опытом. Гостям предстояло познакомиться с уникальными, но пустующими и ветшающими зданиями, часть из которых признана объектами культурного наследия, а затем на проектной сессии придумать, как их аккуратно обжить. Никогда ранее железная дорога не выходила в города присутствия с предложениями о реновации принадлежащего ей имущества и желанием потратиться, и вот, назрело, прояснил ситуацию представитель СвЖД Евгений Шумов.
Тогда прозвучало немало занимательных идей: внутри депо 1887 года постройки, где ныне гараж и аккумуляторная, предложили разместить музей Леонардо да Винчи и детский технопарк, а в водонапорной башне 1923-го года устроить уютное кафе. Фотостудии, хостел, выставочный зал, мастерские, площадка для киносъемок - каких только идей ни прозвучало. Собственники пообещали обмозговать, утвердить концепцию, принять решение по модели управления - либо ГЧП, либо взаимодействие через УК, либо создание специальной структуры внутри РЖД.
С того дня прошло больше года. Казалось, что намерения открыть для тюменцев ранее доступное только сотрудникам магистрали канули в Лету. И вот, счастливый поворот - первый индустриальный фестиваль "Проводник" на четыре тематические "платформы" с ремесленными рядами, мастер-классами, фотовыставкой, спектаклями, модным дефиле, шоу импровизаций, музыкальным квартирником. Горожане на удочку клюнули: попасть за шлагбаум огромной огороженной территории в центре Тюмени - уже мини-приключение. А когда тебя там же обещают развлекать и вкусно кормить, грех не воспользоваться приглашением. Кстати, и для самих железнодорожников акция стала не меньшим приключением: хотя компания слывет социально ориентированной, но от наплыва публики сотрудники слегка растерялись.
Из ничего - нечто
Больше всего тюменцев стремилось попасть в старинное веерное депо с поворотным кругом, но оно, к сожалению, принимало любопытных ограниченное время. Зашли внутрь далеко не все. Кто не попал, до сих пор с обидой пишут организаторам фестиваля в лице Тюменского агентства развития креативных индустрий (ТАРКИ): мол, так спешили, но зря, в следующий раз учтите, доработайте…
А вот водонапорная башня была открыта до вечера - тут ждали детсадовцев и школьников: малыши примеряли профессию железнодорожника с помощью VR-очков, дети постарше отвечали на вопросы интерактивной игры, били в колокол и расспрашивали старшеклассников Илью Ядрышникова и Кирилла Бешенцева о буднях на детской железной дороге. Рабочая схема профориентации (видимо, хозяева территории не забывали и про свои цели дальнего действия): когда ребенку рассказывает о настоящем деле такой же ребенок, толку больше. Парни, например, уже три-четыре года посещают специальные курсы, собираются поступать в профильный вуз, буквально по месяцам расписали для любопытных свою карьеру.
- Я настолько проникся будущим делом, что защитил на всероссийском конкурсе проект создания робота-дефектоскописта, который будет оценивать состояние железнодорожного полотна. Моя модель не только современнее (она управляется дистанционно), но и намного легче 70-килограммовой тележки сегодняшних смотрителей путей, - рассказал Кирилл.
А еще "Проводник" собрал у старинной кирпичной кладки два десятка ремесленников, представителей творческого виртуального реестра "Здесь". Кожаные вещицы Андрея Щебельника, изделия в технике урало-сибирской росписи Ольги Отрадновой, целый "Уездный город Тъ" в чемодане, жители которого - рукодельные миниатюрные медведики кукольницы Елены Варули… Совершенно бесплатно мастера учили горожан разным премудростям: катать ватные игрушки, резать браслеты, раскрашивать фигуры из гипса, крутить свечи. Ныне благотворительность такого толка - редкость.
Даже железнодорожная столовая, в которой обычно обедают работники, и та стала объектом повышенного внимания фестивальной публики. Аутентичных советских интерьеров, как и меню, в тюменском общепите уже не сыщешь - ушла та эпоха, но железнодорожники все это оставили - то ли намеренно, то ли вынужденно. От СССР здесь все: ступени, пол, потолок, декоративное убранство и даже котлетка с пюрешкой и томатным соком в граненом стакане.
Продолжение следует?
Итоги фестиваля в цифрах ТАРКИ озвучит чуть позже: количество участников, гостей, заработок ремесленников, торговавших на ярмарке. Тогда же сделают выводы: что получилось, а что не срослось, нужно ли повторять, доводить до совершенства. Гендиректор агентства Алексей Краев так и заявил: если всем понравилось, почему бы снова не поднять шлагбаум.
- Это вообще-то эксклюзивное место: где еще в центре города можно с утра до ночи громко петь, кричать, шуметь и не получить ни единого замечания? Беспокойный творческий народ прикрывают… поезда, а к ним у населения никаких вопросов, - шутит Краев.
Начальник Тюменского региона СвЖД Анатолий Коротаев выразил надежду, что "Проводник" придет и в следующем году.
- Наши стены прежде не слышали ничего, кроме свистков локомотивов. Нам, знаете ли, понравилось принимать музыкантов, актеров, художников. Синергия производства и искусства должна продолжаться, - считает он.
Возможно, что-то из этого союза да получится. Во всяком случае, ведомственные затворники готовы показывать горожанам то, что скрывали десятилетиями, и учиться креативить.
На участие в "Ночи заводов" от промышленных объектов страны поступило 90 заявок, из них отобрали лишь 18 в 16 регионах. Урал стал одним из закоперщиков акции: события фестиваля проходили в Екатеринбурге, Челябинске, Сысерти, а также в Тюмени и Тобольске. Так, нефтехим в Тобольске пригласил горожан на музыкальный спектакль-променад на основе историй заводчан, придуманный лабораторией медиа Новой сцены Александринского театра. В постановочную команду вошли обладатели театральных премий, в том числе "Золотой маски", режиссер Михаил Патласов, композитор Олег Гудачев, драматург Алина Шклярская. В финале прозвучала симфония, написанная с использованием звуков, зафиксированных в цехах.
В Екатеринбурге фестиваль поддержало пространство "Заря". Ранее много лет в помещении на первом этаже жилого дома работал кинотеатр, ныне здесь располагается Центр индустриального наследия района Эльмаш. Сысерть вступила в проект с кластером "На заводе", бывшим железоделательным предприятием Турчаниновых-Соломирских. Челябинцы посетили трубопрокатный завод, один из цехов которого уже не в первый раз трансформировали в сценическое пространство.