"Объективные данные показывают, что инфляционные риски, хочу обратить на это внимание, мы с коллегами обращаемся в последнее время к этой теме постоянно, инфляционные риски все-таки растут. И задача сдержать рост цен сейчас выходит на первый план. Я прошу, коллеги из правительства, ЦБ держать ситуацию на постоянном контроле и соответствующим образом выстраивать экономическую политику. Знаю, что здесь споров много, но консенсус мы до сих пор всегда находили, найдем и сейчас", - сказал Путин (цитата по "Интерфаксу").
В Банке России, внепланово повышая ключевую ставку на прошлой неделе с 8,5% до 12% годовых, также отмечали усиление инфляционного давления на экономику. Само решение повысить ключевую ставку, как поясняли в регуляторе, принято, чтобы ограничить риски для ценовой стабильности. "По оценке на 7 августа, показатель годовой инфляции увеличился до 4,4%. При этом текущие темпы прироста цен продолжают ускоряться. В среднем за последние три месяца текущий рост с поправкой на сезонность составил 7,6% в пересчете на год. Такой же показатель базовой инфляции увеличился до 7,1%", - констатировали в Банке России.
По оценке ЦБ, увеличение внутреннего спроса, превышающее возможности расширения выпуска, усиливает устойчивое инфляционное давление и оказывает влияние на динамику курса рубля через повышенный спрос на импорт. В результате усиливается эффект переноса ослабления рубля в цены и растут инфляционные ожидания, отмечают там.
"В дальнейшем сохранение текущих темпов роста цен на достигнутых уровнях означает значительный риск отклонения инфляции вверх от цели в 2024 году", - добавляли в ЦБ. Повысив ключевую ставку, Банк России рассчитывает обеспечить такую динамику денежно-кредитных условий и внутреннего спроса, которая вернет инфляцию к 4% в 2024 году и стабилизирует ее вблизи 4% в дальнейшем. В 2023 году ЦБ пока прогнозирует инфляцию на уровне 5-6,5%. При этом в случае необходимости Банк России готов снова повысить ключевую ставку.
На сегодняшний день уже предпринят целый ряд мер для обуздания роста цен: повышение ключевой ставки, работа с экспортерами, словесные интервенции с возможностью усиления валютных ограничений, перечисляет доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Для того, чтобы понять, насколько этих мер достаточно, нужно оценить денежную базу, платежный баланс, так как инфляция, курс национальной валюты и счет текущих операций напрямую взаимосвязаны, указывает она.
"По итогам второго квартала 2023 года произошло сокращение счета текущих операций, его дефицит увеличился с 4,9 млрд руб. до 7,6 млрд руб. Причина - продолжающееся снижение экспортных доходов, рост затрат на импорт, а так же возросшая текущая долговая нагрузка. Фактически расходы на импорт в услугах съедают доходы от экспорта товаров и сырья, что не может не отразиться на курсе национальной валюты и, как следствие, инфляции", - отмечает Лебединская.
По ее мнению, для недопущения разгона "инфляции спроса", ЦБ и дальше, скорее всего, будет "закручивать гайки" на кредитном рынке, возможно, изменяя норму обязательных резервов. "Но это жесткий инструмент, последствия применения которого могут привести к иным проблемам. Соответственно, основной инструмент ослабления инфляции - косвенные меры. Наиболее значимый источник инфляции - это рост цен на бензин, способный вызвать дальнейшую волну роста цен на многие товары", - говорит Лебединская.