Обсуждение цен на заправках идет в крупных ставропольских пабликах едва ли не каждый день. Пользователи возмущены как никогда. "Уже не смешно. Цена на 95-й - почти 59 рублей", - говорится в одном из постов. В доказательство автор прилагает фото с прайсом. "В Нефтекумском округе 96-й стоит уже 63 рубля", - летит ему вслед ответ, также подтвержденный снимком стенда с ценами. В соцсетях люди порой не могут сдержаться, скатываясь до ругани. Все понимают: рост цен на заправках приведет к взлету цен и на прилавках магазинов.
На жалобы автомобилистов в конце концов вынуждены были ответить в региональном минпроме.
- Да, в настоящее время в Ставропольском крае от автолюбителей начали поступать сообщения об отсутствии топлива на некоторых АЗС, - заявили в ведомстве. - Основной причиной снижения обеспеченности топливом явилось резкое повышение спроса на нефтепродукты - до 10 процентов. Также на объем топлива в регионе влияет и ситуация с транспортировкой нефтепродуктов. В связи с изменением транспортной логистики в период летних отпусков топливо на нефтебазы поставляется с задержкой. Вместе с тем запасы, хранящиеся на нефтебазах края, достаточны для обеспечения текущей потребности рынка. Поставки топлива с нефтебаз на АЗС края продолжаются.
Чиновники пообещали разобраться с ситуацией и провести переговоры на всех звеньях логистической цепи, чтобы решить проблему. Но жалобы продолжились, и следующим на них вынужден был отвечать уже губернатор. Он во время прямой линии объяснил, что ситуация больно бьет не только по массовому потребителю, но и по ключевым для региона сферам.
- Сегодня мы должны оперативно реагировать на любые проблемы, которые могут возникать у наших аграриев. Впереди осенние полевые работы, и наша задача сделать так, чтобы они прошли без затруднений, - подчеркнул Владимир Владимиров. - На особый контроль необходимо взять вопрос подорожания ГСМ и привлечь к решению проблемы Федеральную антимонопольную службу.
По словам чиновников, мониторинг цен на АЗС выдает страшные цифры: с первого июня 2023 года стоимость дизельного топлива выросла на 24,8 процента (14,2 рубля за тонну). Сейчас в среднем солярка стоит 71,5 рубля, а ценовой максимум - 76,5. При этом региональные власти не исключают того, что это еще не пиковые значения. Они впереди.
У аграриев сложившаяся ситуация вызывает недоумение. Фермеры рассказали корреспонденту "РГ", что в среднем затраты на ГСМ "съедают" до 20 процентов себестоимости их продукции. С учетом низких рыночных цен на зерно и отток людей из села, нехватки трудовых ресурсов и квалифицированных кадров часть хозяйств балансирует на грани нулевой доходности.
От стоимости "дизеля" напрямую зависит также сфера грузоперевозок, которая, в свою очередь, влияет на цены почти всех товаров. Представитель одной из транспортных компаний предупредил, что, если подорожание продолжится, дальнобойщики остановятся и не станут ездить себе в убыток. Заказчикам перевозчики готовятся назвать уже другие цены за свои услуги. Естественно, в итоге цены на товары пойдут вверх: за издержки будет расплачиваться конечный потребитель.
Стоит отметить, что спикеры, которые прокомментировали для "РГ" подорожание топлива, назвали много разных причин, приведших к нынешней ситуации. Директор Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов считает, что компонентов у этого горького блюда хватает. Одно из них - желание предпринимателей, работающих в топливной сфере, получить сверхприбыль. Сейчас у хозяев нефтеперерабатывающих заводов есть соблазн экспортировать топливо за рубеж, где его можно сбыть дороже. По мнению Тлисова, у властей достаточно инструментов, чтобы справиться с ситуацией. Он образно сравнивает рост цен на бензин с недавними "качелями" курса валют. По его мнению, это была во многом работа спекулянтов, и, чтобы охладить их пыл, центробанк повысил учетную ставку.
- Таким же образом правительство может сейчас ввести дополнительные акцизы на экспорт, чтобы привести в чувство тех, кто, выбирая между рынками, руководствуется прибылью. Это насытит внутренний рынок. Также необходимо подключить антимонопольную службу для проверки обоснованности подорожания, - отмечает Тлисов. - Ведь мы говорим уже не только про рост цен, но и про дефицит топлива, а это проблема совсем другого порядка. Если у главы региона существует задача обеспечить уборочную кампанию, работу экстренных и социальных служб, это становится уже вопросом социальной и экономической безопасности. .
Павле Мрвалевич, сопредседатель Ставропольского краевого отделения "Опоры России":
- На мой взгляд, повышение цен на топливо сейчас не имеет экономического обоснования. Говорить, что кому-то не хватило бензина, тоже несерьезно: каждая АЗС оборудована видеокамерами, но снимков очередей за горючим никто не предъявлял. Эта информация распространяется с целью обоснования дальнейшего повышения цен. Необходимы решительные действия ФАС для выявления сговора. Служба и ранее их обнаруживала, но в региональных масштабах. Необходимо перейти на федеральный.