Датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар прожила в России 52 года. Экспозиция рассказывает о том, что можно, не имея ни капли русской крови, стать русской и полюбить страну, принявшую ее, как отечество. В названии - строчка из стихотворения юной Марии, где говорится, что "Цветы тихо шепчут о главном в моей жизни - что я ношу в своем сердце радость и боль любви".
На долю Марии Федоровны выпали страшные испытания: уход из жизни горячо любимого жениха (были влюблены друг в друга по фотографиям, молодой человек, которому не было 22 лет, умер на руках у принцессы), смерть не менее горячо любимого супруга - его брата императора Александра III. Она пережила всех своих сыновей и страну, которую считала своей родиной. До последнего не верила в расстрел семьи сына. Уже из-за границы в 1923 году интересовалась, что сейчас с Николаем.
"Боль любви перекрывается любовью не только к близким и семье, но и к ее новой родине России", - говорит Федор Мелентьев, кандидат исторических наук, главный специалист ГА РФ.
Под покровительством цесаревны, а затем и императрицы состояли многочисленные приюты, школы, училища, больницы и богадельни, входившие в Ведомство учреждений императрицы Марии, которое Мария Федоровна возглавляла с 1880 года. Она принимала участие и в управлении Российским обществом Красного Креста и оказании помощи русской армии в Русско-турецкую, Русско-японскую и Первую мировую войны.
Но самая интересная часть выставки касается, конечно, личной истории. Это документы, которые приоткрывают завесу над частной жизнью царской семьи. Например, маршруты поездок в Европу к многочисленным родственникам, материалы о путешествиях по России, меню праздничных обедов, списки приобретенных в личную коллекцию предметов искусства и ювелирных украшений.
В Москве пройдет выставка к 175-летию со дня рождения Марии ФедоровныМария Федоровна обожала балы (особенно маскарады). В экспозиции есть уникальные предметы - атрибуты балов конца позапрошлого века, даже названия которых звучат необычно для современного уха. Веер-плие из страусиных перьев или портбукет (украшение в форме букетика фиалок). К слову, фиалки, свои любимые цветы, императрица рисовала повсюду.
В отличие от мужа могла танцевать до утра. Вот она в письме матери рассказывает о своем наряде на костюмированный бал-маскарад, даже зарисовывает корону. К слову, единственным человеком, который отказался надевать костюм, оказался ее "любимый Саша", император Александр Александрович, который не любил никакой игры.
В Москве пройдет выставка к 175-летию со дня рождения Марии ФедоровныОсобенно интересны сюжеты переписки двух братьев Николая и Александра, будущего императора. Когда Александр Александрович узнал, что Никса (так в семье звали Николая) - жених, рассказывает Федор Мелентьев, он пишет: "Поздравляю, потому что для тебя этот процесс уже закончен, ты нашел свою невесту. Я с ужасом представляю, что мне самому предстоит ехать за границу и искать. Нет ничего более неловкого в нашем положении".
"Николай Александрович - это попытка заключить брак по любви. Александр Александрович - это сложный династический расклад. Но этот брак, казалось бы, по расчету оказался одним из самых крепких в истории российского императорского дома", - добавляет историк.