Мониторинг должен стартовать с начала 2024 года. Он будет организован в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Предполагается отслеживать строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества при реализации федеральной адресной инвестиционной программы и в некоторых других случаях.
Методику мониторинга должен будет утвердить президиум правительственной комиссии по региональному развитию.
В частности, будут определены контрольные точки (сроки того или иного этапа), а в течение 10 рабочих дней после этих дат в систему будут вносить информацию о фактическом достижении или недостижении целей.
Увеличение сроков получения положительного заключения госэкспертизы проектной документации, срока ввода объекта в эксплуатацию или его приобретения допускается только в случаях изменения показателей госпрограмм, при принятии таких решений правительством или в случае сокращения размера субсидий.
Около года назад Минстрой уже начал составлять федеральный реестр объектов незавершенного строительства.
В ноябре прошлого года сообщалось, что в Минстрой уже поступили сведения о 823 объектах незавершённого строительства, была подробно проанализирована информация по 205 из них, их включили в реестр. После этого правительственная комиссия по региональному развитию должна была решать - нужно ли объект сносить, достраивать или приватизировать.
Похожую базу ведет и Счетная палата (СП). По данным на январь этого года в России насчитывается 61521 объект незавершенного строительства (это как стройки, где работы ведутся по плану, так и долгострои). Реализация 2990 из них приостановлена.
По итогам 2020 года в России насчитывалось 3433 брошенных стройки и 2239 долгостроев (строительство которых ведется более пяти лет), на которые выделялись бюджетные средства, сообщала ранее СП. Среди них - школы, детсады, поликлиники и больницы, дороги и объекты коммунальной инфраструктуры, учреждения культуры, спортивные сооружения и пр.
Причины приостановки строек разные. Это может быть некачественная проектно-сметная документация, после корректировки которой возрастает стоимость строительства и возникают проблемы с финансированием. Или, к примеру, банкротство подрядчика, после чего стройка затягивается и опять же требует увеличения финансирования.