Разработанный в республике проект Цифрового кодекса выставили на общественное обсуждение месяц назад. Оно завершилось. Каких результатов вы ожидаете?
Талантбек Иманов: Главное, чтобы в обсуждении проекта Цифрового кодекса КР участвовали многие наши граждане. Хочу подчеркнуть уникальность его разработки, ведь еще на стадии формирования состоялись консультации со всеми сторонами. Не все, конечно, выразили готовность к реформам, поэтому так был важен процесс создания текста документа, в котором принимало большое количество независимых экспертов и представителей госорганов.
Нам важно услышать мнение кыргызстанцев. Это ведь не просто кодекс, это стратегический документ, на основании которого начнут выстраивать правила в области цифровизации страны, будет обеспечиваться их прозрачность, создаваться благоприятные условия для сотрудничества между бизнесом, гражданами и государством.
Что должно произойти после общественного обсуждения проекта документа?
Талантбек Иманов: Проект Цифрового кодекса после общественного обсуждения и согласования с министерствами и ведомствами будет в установленном порядке направлен на рассмотрение в администрацию президента КР и парламент.
Когда кыргызстанцы начнут испытывать на бытовом уровне действие Цифрового кодекса КР? В чем оно будет выражаться?
Талантбек Иманов: Цифровой кодекс задумывался как новое знание для всех жителей Кыргызстана, чтобы людям было проще, эффективнее и безопаснее действовать в цифровой среде, в которой все уже давно живут и работают. Государство, в свою очередь, на основе новых правил и подходов, установленных кодексом, будет совершенствовать собственную систему цифрового управления. Цель - сделать государственные цифровые услуги проще и доступнее, данные госресурсов - актуальнее и достовернее, телекоммуникационные сервисы - дешевле и надежнее.
Но разработка и утверждение Цифрового кодекса - это полдела. Самое сложное - практическая реализация норм цифрового законодательства во всех сферах жизни. Потребуется обучение не только судейского корпуса, государственных органов управления, но и граждан Кыргызской Республики. Это долгая и кропотливая работа.
Разработка Цифрового кодекса - масштабная инициатива, реализованная минцифры. Чем планируете заниматься в дальнейшем? О каких проектах уже можно сказать, что они "запущены в производство"?
Талантбек Иманов: Как вы знаете, министерство цифрового развития КР - это государственный орган, осуществляющий разработку и реализацию единой госполитики в сферах цифровизации, развития электронного управления, обеспечения населения информационно-коммуникационной инфраструктурой и системами идентификации, а также равным доступом к цифровым технологиям.
В 2022 году министерство разработало и инициировало 78 нормативно-правовых актов, в первом полугодии 2023-го - 50. Из них был принят 51. Одним из самых значимых является проект Цифрового кодекса, разработка которого к настоящему времени завершена, идет его общественное обсуждение и согласование.
В прошлом году нам удалось заложить основы для претворения в жизнь в ближайшем будущем инфраструктурно-коммуникационных инициатив, которые наряду с Цифровым кодексом позволят создавать единую архитектуру электронного управления и динамично внедрять в деятельность госорганов республики информационно-коммуникационные технологии.
О чем конкретно идет речь?
Талантбек Иманов: О создании, прежде всего, Государственного центра обработки данных (ГЦОД). Это проект национального масштаба. Сейчас такое время, когда происходит быстрое развитие инновационных видов связи. Каждый день растет объем информации, которую необходимо обрабатывать и анализировать, быстро увеличивается количество используемых автоматизированных информационных систем, возникает необходимость централизовать обработку данных. Поэтому ГЦОД нам нужен.
Кроме того, в стране набирает темпы строительство волоконно-оптических линий связи, которые позволят сократить количество труднодоступных, малонаселенных пунктов, не имеющих доступа к интернету. Реализация проекта идет по плану. На данный момент завершены строительно-монтажные работы в 60 из 212 населенных пунктов, проложено более 800 километров волоконно-оптических кабелей, подключено к Всемирной сети 374 из 1424 государственных социальных объектов.
Министерство цифрового развития КР разработало, внедрило и осуществляет техническую поддержку более 70 информационных систем. Среди них можно выделить "e-Kyzmat", "Санарип аймак" и Систему электронного документооборота "Infodocs", которые используются во всех госорганах.
Для обеспечения интеграции информсистем и баз данных госструктур в Кыргызстане внедрена Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) "Тюндюк", обеспечивающая безопасный обмен данными в электронном формате между госструктурами и коммерческими организациями, когда каждая транзакция заверяется квалифицированной электронной подписью.
В настоящее время к СМЭВ подключено 77 государственных органов и 130 коммерческих организаций, а также зарегистрировано 315 информационных систем и 1346 сервисов. С момента запуска обмен данными превысил два миллиарда транзакций.
Кроме того, есть действующее мобильное приложение "Тюндюк". Это компонент Государственного портала электронных услуг (ГПЭУ), который позволяет получать госуслуги через смартфон. Его главной особенностью являются цифровые документы, которые в соответствии с постановлением кабмина признаны юридически значимыми на всей территории Кыргызской Республики. Речь идет о водительском удостоверении, ID-карте, свидетельстве о регистрации транспортного средства, свидетельстве о рождении.
Граждане КР через свои смартфоны, используя мобильное приложение, могут предъявлять государственным органам, должностным, юридическим и физическим лицам документы в цифровом формате. В ближайшем будущем их количество возрастет.
В процессе разработки Цифрового кодекса обращались ли вы за консультациями к коллегам из России?
Талантбек Иманов | Команда разработчиков состояла, в том числе, из экспертов, представляющих различные международные организации. Были среди них и специалисты из России. В число разработчиков документа входили и представители научных учреждений РФ, и эксперты по вопросам телекоммуникаций.
Кстати
По словам Талантбека Иманова, сегодня на постоянной основе осуществляется подключение коммерческих и финансовых организаций к системе авторизации "Face-ID". С ее помощью можно предоставлять услуги, размещенные на ГПЭУ, не требуя оригиналов документов и справок у заявителей.
В целях обеспечения безналичных платежей и расчетов в Кыргызстане работает сервис по приему оплаты за отдельные госуслуги (паспорт, ЗАГС, оформление транспортных средств и учет водительского состава) через мобильные приложения с использованием QR-кода национального образца.
Для создания благоприятных условий гражданам и предпринимателям республики при получении ими государственных услуг в электронном формате на ГПЭУ действуют 149 сервисов, 116 из которых работают на бесплатной основе.