Во многих фильмах с участием Дорониной есть еще одна героиня, которой только и под силу соревноваться с великой актрисой в стати и красоте - это Москва. Нежная и жестокая, трогательная и коварная… Столица, от капризов которой страдала и сама Доронина, заняла в сердце актрисы большое место. О любви к Москве Татьяна Васильевна часто говорит в своих интервью и воспоминаниях. И вот теперь у поклонников актрисы появилась возможность пройти по любимым и дорогим ей местам - туристический портал "Узнай Москву" подготовил специальный, доронинский, маршрут. И это не просто дорога от здания к зданию, это путь большой русской актрисы.
Клопы на пианино
Начинается маршрут на улице Малая Дмитровка, где было общежитие консерваторцев. Почему консерваторцев, если училась будущая актриса в Школе-студии МХАТ? Тут-то и время рассказать о первых выкрутасах Москвы в судьбе актрисы. Оказывается, места ленинградской красавице в "общаге" МХАТа на Трифоновке не нашлось, и тогда ректор школы-студии Вениамин Радомысленский, которого студенты нежно называли "наш папа Веня", выбил койку в комнате на Малой Дмитровке.
Как позже вспоминала Доронина, в комнате с двумя небольшими окнами располагалось шесть кроватей, два платяных шкафа, обеденный стол и пианино, которое оккупировали клопы. На стипендию в двадцать пять рублей (плюс пятнадцать присылали родители) мало что можно было купить. Экономить приходилось на всем, но в первую очередь - на еде. "Но все это такие мелочи, такие пустяки. Главное - я учусь в самом лучшем театральном институте, и это так интересно, и совсем нетрудно учиться на пятерки, когда интересно", - писала в своем дневнике актриса, окончившая Школу-студию МХАТ в 1956 году.
Лучший театр в мире
Здание МХТ в Камергерском переулке - следующая точка доронинского маршрута. Мало кто знает, что в Школу-студию будущая актриса поступила в 16 лет, правильнее даже сказать так - в 16 она прошла все испытания, но только вот аттестат предоставить не смогла. Таню отправили доучиваться в школе. Ленинградская школьница время не теряла - по путеводителям и книгам она изучила столицу вдоль и поперек. И через два года приехала в Москву как домой. Слова Татьяны Васильевны о столице заслуживают того, чтобы оказаться в одном ряду с признаниями в любви к этому городу отечественных классиков.
"Она была теплой и родной, любовь к ней жила в моем сердце и произрастала целых два года. Это была другая любовь, чем к родному городу - красавцу, гиганту и неповторимому. Москва была похожа на ярославскую родню, на тепло отцовских рук, на запах хлеба, когда ты голоден. Это было кровно родное и абсолютно "мое"."
Абсолютно родным стало и здание МХАТа, в труппу которого Доронина была принята в 1966-м. В том же году, напоминают авторы портала "Узнай Москву", Татьяна Васильевна вышла замуж за писателя и драматурга Эдварда Радзинского. Семейное счастье совпало с актерским, ведь далеко не каждой молодой актрисе выпадает возможность выходить на сцену, которая помнит дыхание великих людей русского театра.
"Старое здание МХАТа согрето для меня дыханием, жизнью тех, кого я никогда не видела, но мне кажется, что я их не только видела, но пребывала вместе с ними и любила их. Когда я открывала тяжелую железную дверь, ведущую на сцену, я старалась делать это осторожно и бережно. Эту дверь открывали Станиславский, Хмелев, Булгаков и еще многие неповторимые, прекрасные, с живой душой и пониманием своего "человеческого, гражданского и профессионального" долга. Для меня старое здание - было не зданием "вообще", а единственным и единственно возможным местом, где всегда будет тот МХАТ, который "лучше всех театров в мире".
Столица нежности
Еще одна точка маршрута логично приводит поклонников Татьяны Васильевны к зданию МХАТа им. Горького на Тверском бульваре. Этот театр актриса возглавила в 1987-м году после досадного раскола, когда вместо одного Московского художественного академического театра появилось сразу два - МХТ им. Чехова и МХАТ им. Горького. На сцене последнего Дорониной удалось поставить более 25 режиссерских работ по русской и зарубежной классике. Важной вехой для доронинского театра стал спектакль по пьесе Эдварда Радзинского "Старая актриса на роль жены Достоевского" (1988), в постановке Романа Виктюка. Татьяна Васильевна, с присущей ей трагизмом и глубиной, сыграла Любовь Андреевну Раневскую в чеховском "Вишневом саде" (1988, режиссер С. Данченко), леди Макбет в "Макбете" Шекспира (1990, режиссер В. Белякович) и Вассу в "Вассе Железновой" Горького (режиссер Б. Щедрин). Да и чего только Татьяна Васильевна не сделала для МХАТа, не зря сегодня этот театр ассоциируется с ней и только с ней.
К юбилею своей первой леди горьковский МХАТ совместно с Театральным музеем имени Бахрушина открыл потрясающую выставку "Королева, виват!" Лейтмотив построен на крупных планах театральных образов Татьяны Дорониной. А всего Бахрушинский предоставил более 100 малоизвестных снимков великой актрисы, в том числе редкое фото с однокурсниками и педагогами 1956 года.
А у главного входа в театр установлен и вовсе уникальный экспонат - "Волга" ГАЗ-21. На таком же автомобиле в фильме "Три тополя на Плющихе" героиня Татьяны Васильевны Нюра ездила по Москве вместе с таксистом Сашей (Олег Ефремов). "Эта роль принесла огромный успех Татьяне Дорониной, окончательно закрепившей за собой статус звезды не только отечественного театра, но и кинематографа", - говорят кураторы выставки.
А еще фильм Татьяны Лиозновой показал Москву с необычного ракурса - она вдруг оказалась столицей нежности. И есть своя правда в том, что именно Татьяна Доронина, которая и сама влюблена в этот город, сыграла в нем главную роль.
Выставка "Королева, Виват!" работает до конца сентября, а путями Дорониной можно ходить в любое время года, туристический маршрут (в нем представлены и другие важные для актрисы места) с портала уже никуда не денется. Рекомендуем во время экскурсии вооружиться автобиографической книгой Татьяны Васильевны "Дневник актрисы".