13.09.2023 07:00
Культура

Как победительница юношеского конкурса Чайковского Мария Андреева оказалась в окопах Донбасса

Как победительница юношеского конкурса Чайковского Мария Андреева оказалась в окопах Донбасса
Текст:  Максим Васюнов
Российская газета - Федеральный выпуск: №207 (9152) Российская газета - Неделя - Юг России: №259 (9204)
Боевая машина десанта пылит мимо очередного террикона. Рядом с бойцами ютится девушка. Ее руки крепко сжимают футляр от скрипки, а на рукаве ее куртки нашивка с надписью "Музыка на службе Отечеству". Это Мария Андреева, известная тем, что смогла выиграть престижный юношеский конкурс Чайковского дважды: как скрипачка и как пианистка.
"Все концерты проходят по-разному, но слушают ребята с огромным вниманием, затаив дыхание". / из личного архива Марии Андреевой
Читать на сайте RG.RU

Победы открыли лауреатке путь в концертные залы по всему миру, и многие из них она успела покорить, но вот уже больше года Мария выбирает другие дороги. Сегодня - под Угледар.

Мария, вы ведь москвичка, студентка консерватории, у вас двадцать побед на международных конкурсах, вам бы, как и раньше, блистать в престижных филармониях, где бы вам аплодировали мужи в смокингах, а вы по окопам, где вместо смокингов пыльная и потная экипировка… Почему?

Мария Андреева: Я из того поколения, которое может сказать, что все наше взросление происходило на фоне борьбы русских людей с неонацистами и теми, кто им рукоплещет по всему миру. Помню, что в 2014 году меня пригласили с гастролями в Германию. Как раз тогда случились события в Одессе.

Меня поразило до глубины души, с каким кровожадным лицемерием люди в Германии отвергали факт этих событий, говорили, что все это постановка и пропаганда. Это все очень коробило, потому что эти "милые, приветливые люди" поливали мою Родину грязью и отрицали неопровержимые факты. Но как я могла с этим бороться? Мне было еще очень мало лет.

Но когда наступили события февраля 2022 года, и когда я преодолела шок и растерянность, а они, не скрою, были, у меня возникло четкое ощущение, что я не могу сидеть сложа руки и делать вид, что это не мое дело.

Каково ваше отношение к не самому употребляемому среди ваших сверстников слову - "патриотизм"?

Мария Андреева: Патриотизм - это чувство, это чувствование Родины. Но патриотизм не должен быть ради лайков, я этого не понимаю. Я вообще за последний год лишний раз убедилась, что патриотизма без мужества не бывает, разговоры о любви к России, если они не подкреплены поступками, звучат фальшиво.

Мои друзья - а с того времени, как я начала ездить на фронт, у меня появилось много новых друзей - поэты, музыканты, певцы, художники, все они немало делают для того, чтобы поддержать ребят на передовой и вообще страну, делают по велению своей души, потому что иначе не могут. И я хочу сказать, что лица всех этих людей излучают свет, озаряя им лица слушающих. Это даже не объяснить, это надо видеть.

Что касается моего оружия - сегодня это скрипка и смычок. Музыкант, как и любой другой человек, сам решает степень своей патриотичности. Я, например, просто еду, когда удается, туда, где я точно нужна.

Победительница юношеского конкурса Чайковского Мария Андреева предпочла престижным филармониям выступления в окопах

Вам 22 года, а когда вы впервые поехали на Донбасс, вам было и того меньше. Юность не чувствует страха?

Мария Андреева: Страха, и правда, не было, осторожность была. Первая моя поездка была в Мариуполь. Я долго искала возможности поехать на Донбасс, обращалась к знакомым, они неоднозначно реагировали на мои вопросы, были те, кто покручивал пальцем у виска, были, кто боязливо косился, но были и те, кто всячески поддержал меня, в первую очередь, это мои родители.

И вот, вдруг, в мае прошлого года раздался звонок, и меня спросили, - завтра поедете в Мариуполь? Помню свою первую реакцию - радость, как будто исполнилась мечта. Утром следующего дня я была уже в поезде...

Город стоял в развалинах, будто в страшных декорациях. Разрушено было абсолютно все. Вдали виднелся Азовсталь, из которого буквально накануне вывели последних сдавшихся боевиков... Концерт был рядом с территорией зоопарка, там еще сохранилась небольшая неразбитая площадь, на обочину военные нас просили не выходить - мины.

И вот, на фоне освобожденной Азовстали и разрушенного города мы давали концерт. Искреннюю радость людей, слушающих нас, я запомнила навсегда. Как запомнила и то, как плакал директор зоопарка, когда рассказывала про любимого верблюда, которого убило, и чье мясо пришлось скормить хищникам в клетках.

Победительница юношеского конкурса Чайковского Мария Андреева почитает за счастье выступать на Донбассе

Как вы выбираете, что исполнять для людей, переживших бомбежки, или, допустим, для бойцов на передовой? Мне кажется, что этот выбор вполне сравним с тем, который стоит перед священниками, подыскивающими темы и слова для проповеди… Сфальшивишь раз - больше тебя никто слушать не станет.

Мария Андреева: Я очень люблю скрипичного Чайковского. Также обожаю Мусоргского и Свиридова, Рахманинова, Римского-Корсакова... Все они были великими русскими творцами, впитавшими в себя свою Родину и писавшими о ней… И совершенно естественно, что я исполняю в своих концертах в основном русских композиторов, но также играю известные произведения и других мировых музыкальных гениев.

Я долго искала возможности поехать на Донбасс, обращалась к знакомым, они неоднозначно реагировали на мои вопросы. / из личного архива Марии Андреевой

Конечно, все концерты проходят по-разному, но слушают ребята с огромным вниманием, затаив дыхание, особенно в госпиталях. Вообще я считаю, что классическую музыку просто необходимо исполнять в госпиталях, она лечит тело и наполняет верой.

На площадях и в концертных залах освобожденных территорий с воодушевлением воспринимается энергичная известная музыка, на позициях и в воинских частях особо реагируют на стихи и песенную музыку. Из стихов у бойцов особенно откликается наш великий классик Федор Тютчев. Многие бойцы первый раз видят живую скрипку, и это тоже для них откровение - ее звук.

Китайская певица Ван Фан: Когда Мариупольский театр откроют, я вновь спою там "Катюшу"

О скрипке как откровении для бойцов говорит и Андрей Решетин, он же Рюша, музыкант золотого состава "Аквариума", что теперь служит в творческой фронтовой бригаде. Вы знакомы?

Мария Андреева: Мы с ним познакомились зимой, держим связь, но пока ни разу так и не встретились. Но я очень хочу его увидеть. Для меня Андрей Решетин - образец настоящего гражданина, русского человека, воина. Таким людям нужно поклониться в ноги, это люди Правды.

А к тем, кто предает свою Родину, отношение однозначное. Они, как правило, в жизни руководствуются своими шкурными интересами и личным благополучием. Да, сейчас воюют все. Только одни воюют за правду, другие - за торжество лжи. Как нам примириться со всем этим? Могу только вспомнить слова Серафима Саровского: "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". Работать надо. Делать, что должно.

Патриотизма без мужества не бывает, разговоры о любви к России, если они не подкреплены поступками, звучат фальшиво. Что касается моего оружия - сегодня это скрипка и смычок

В каких семьях воспитывают таких правильных девушек?

Мария Андреева: Не в музыкальных (смеется). Хотя папа - меломан, а мама просто умный человек. Именно она заметила, как я реагирую на музыку, чуть ли не в утробе. Причем именно на классическую музыку. И это мама как-то сразу поняла, что настоящий звук зависит от внутреннего состояния и содержания музыканта.

Содержанием меня наполняли сызмальства: я училась сразу на двух инструментах с четырех с половиной лет, кроме этого мама водила меня учиться балету, рисованию, математике, вокалу... Были многочисленные спортивные секции: гимнастика, водное поло, борьба, шахматы, спортивные бальные танцы, виндсерфинг... Могу сказать, что ни одно из этих занятий не пропало даром, они все, так или иначе, пригодились мне потом в жизни.

Я просто еду, когда удается, туда, где я точно нужна. / из личного архива Марии Андреевой

Как вы относитесь к электронной музыке и искусственному интеллекту, на котором сейчас все помешались. Он способен дать нам содержание?

Мария Андреева: Я утвердилась в мысли, что музыка является необходимейшей частью человеческой жизни, а звук, настоящий звук, с большим количеством обертонов, обладает колоссальной силой, причем силой созидательной. В этом смысле меня, конечно же, настораживают увлечения многих электронных музыкой. Да, когда ее пишут - это творчество. А вот исполнение музыки роботами, а тем более, создание музыки искусственным интеллектом приведет к тому, что музыка лишится живого нерва и, по сути, превратится в мертвую стихию, не способную очищать, облагораживать, вдохновлять.

Творцом может быть только человек, только человек с помощью души способен творить произведения искусства. Впрочем, мне кажется, сейчас как раз идет уничтожение души в людях, расчеловечивание проявляется все ярче.

И зачем тогда этому миру русская классика, которая так любима вами?

Мария Андреева: Это сродни тому, если спросить: "Зачем Бог?" И, действительно, половина мира давно стала обходиться без него. Как старается обойтись и без русской культуры. Но долго ли такой мир сможет существовать?

Кстати

Молодая пианистка и скрипачка придумала и провела уже два благотворительных концерта в поддержку бойцов СВО: проект "Если дорог тебе твой дом…" в столичном зале "Зарядье" и "Вещая правда победы" в Театре Российской Армии. На сцену поднимались ведущие артисты, музыканты и поэты страны. В программе концертов звучала музыка, написанная, в том числе, самой Марией Андреевой.

Музыка Марии Андреевой к стихотворению А. Блока "Гамаюн - птица вещая"
Классика