Драматург Андрей Стадников оформил мемуары артистов в трехчастное действие. В результате спектакль "Здесь дом стоял" обрел стройность и внятность. В прологе зрителей рассаживают в интерьере как бы коммунальной квартиры: "бабушкин" шифоньер, устаревшие игрушки, радиотарелка... Из репродуктора звучат позывные передачи "С добрым утром!" и бодрый голос диктора. Ах, мало кто знает, что этот диктор - Галина Новожилова - тоже была актрисой РАМТа.
Актеры наперебой принимаются вспоминать приметы (точнее, предметы) своего детства и юности: как смотрели первый телевизор КВН, как доставали дефицит, какими игрушками играли. Все это напоминает кадры популярнейшей когда-то телепередачи "Старая квартира", с ее восстановлением коллективной памяти поколения.
Но второй акт спектакля - совсем иной. Затянутые белыми чехлами фрагменты декорации - как бледные призраки былого. Артисты по очереди появляются среди них и рассказывают о себе. Как причудливо вились их биографии, прежде чем время собрало этих людей в одну творческую труппу!
Киевлянин Владимир Василенко познал первую кинославу в 13 лет: его пригласили участвовать в фильме "Сказка о Мальчише-Кибальчише". В родном городе шустрого артистичного пацана вообще не обходили вниманием - скольким сильным мира сего он вручал на трибунах букеты: от генерала де Голля до Никиты Хрущева!
Спектакль "Здесь дом стоял"С видом на Трубную площадь прошло детство коренного москвича Алексея Блохина. По его собственному признанию, он, "маменькин сынок, рос, как кактус, на подоконнике": бабушка сшила тюфячок, и вот на этом тюфячке мальчишка наблюдал такую разнообразную заоконную жизнь.
Дети высокопоставленных чиновников и интернатские полусироты, сыновья и дочери очень разных родителей, с разным стартовым капиталом и принципами воспитания, они вспоминают свой путь в профессию одинаково отчетливо.
Для Ларисы Гребенщиковой это были книги: живя в интернате, она могла даже заночевать в библиотеке, чтобы не отрываться от запойного чтения. Ольга Гришова помнит, как вся ее многочисленная родня, собравшись в бабушкином доме на праздниках, пела, плясала и представляла какие-то сценки. Именно тогда девочка поняла: для того, чтобы быть счастливой, надо все время петь, танцевать и переодеваться в разные персонажи. А Юрий Григорьев, знакомый многим зрителям как один из ведущих передачи "Спокойной ночи, малыши!", вспоминает, как любил после спектакля в опустевшем театре выйти на темную сцену и, глядя в бездну зрительного зала, самому себе читать вслух любимые стихи... Из этих лоскутиков, из этих обрывков автобиографий, курьезных и трагических историй, и сшито полотно творческих поисков.
Впрочем, эти истории, наверное, так и остались бы милыми актерскими посиделками, если бы не финал спектакля.
Чехлы с декораций сброшены, перед нами - обнаженные фрагменты сценографии разных спектаклей: башни и звезды, кресты и памятники, высотки, профиль Пушкина, какое-то колесо... А артисты, переодевшись в сценические костюмы, играют перед нами сцены из спектаклей - это роли, которые им так хотелось, но не довелось сыграть, или любимые, игранные когда-то, или забытые, ушедшие из репертуара...
И становится очевидным: детские мечтания и слезы, упования и надежды, и даже мягкая алма-атинская пыль под босыми ногами - все было не зря, все, перекипая, питало это таинство - искусство.
Спектакль Марины Брусникиной "Здесь дом стоял" можно увидеть в Российском академическом молодежном театре 21 и 25 сентября.