Создающие праздник
Вадим Михайлович, как для вас колокольный звон связан с музыкой?
Вадим Мартовой: Началось увлечение музыкой с семьи. Мои родители хорошие певцы. Отец отлично играл на гитаре, мама выступала в Крыму на больших концертных площадках. И, наверное, неудивительно, что и я решил посвятить себя музыке.
Позже, как и отец, я освоил гитару. Но начал творческую деятельность с ударных инструментов. В четвертом классе школы во Дворце пионеров довелось услышать инструментальный ансамбль. Я часто приходил слушать, как играют ребята, стоя в дверях. Возможно, руководителю понравилось мое упорство, и меня посадили за барабаны. А уже через две недели состоялся дебют в настоящем концерте, где мы исполняли какие-то индийские композиции.
Позже пришло увлечение гитарой, я стал сочинять песни, но барабаны не бросал. А в 30-летнем возрасте, будучи послушником православного храма в Подмосковье, предложил батюшке доверить мне колокола, так как в храме не было звонаря. Получив благословение, прошел обучение в московской Школе колокольного звона. После чего это православное искусство стало делом моей жизни.
Насколько я понимаю, вы не совсем обычный звонарь. Для вас колокольный звон имеет особенный смысл?
Вадим Мартовой: По окончании Школы колокольного звона мне довелось познакомиться с музыкантами, которые, как и я, считают, что наше искусство сродни музыке. Мы стали продвигать эту идею. В какой-то момент рядом оказались финансово обеспеченные люди, решившие помочь нашему делу. Они купили колокола для передвижной звонницы, автомобиль, рассчитывая на финансовую выгоду. Но бизнес не задался. В итоге я выкупил колокола, приобрел свой автомобиль и начал ездить с программами колокольного звона по всей России. Если точнее, я занимаюсь праздничным колокольным звоном.
Логика развития идеи привела меня к классическим мелодиям, Вагнеру, Свиридову, Глинке. Есть в репертуаре и произведения других композиторов, современные композиции, казачьи мелодии, популярные эстрадные, русские народные. Мелодия задает музыкальный рисунок, отыграв под исполнение мелодической композиции, я музыку других инструментов убираю, оставляя уже в чистом виде колокола. И получается прекрасно, но, как показала практика, людям нравятся и колокольные аранжировки, исполняемые под музыку, что расширило репертуар.
Чем колокол отличается от другого музыкального инструмента, есть ли для него ноты?
Вадим Мартовой: Принципиально подобрать колокол под ноту возможно, подтачивая его внутреннюю поверхность. И насколько я знаю, в Европе используется такая техника. Изучается возможность нотного подбора и в теории колокольного звона. Но в русской традиции это не принято. У нас считается допустимым небольшой диссонанс. Мысль такова - если колокола звучат мелодически идеально, это увлекает человека, он погружается в чистую музыку, и забывает, что звоном колоколов к нему обращается господь Бог. А небольшой отход от идеальной ноты заставляет вслушиваться в звон, задумываться о главном. Помимо того, надо не забывать, что колокола все-таки ударный инструмент, а не мелодический, поэтому здесь важен ритм, а не точно взятая нота.
Как вы подбираете колокола под свою звонницу?
Вадим Мартовой: Каких-либо канонов по количеству колоколов нет. У звонарей есть три группы колоколов. Самые маленькие, управляемые правой рукой, - Зазвонные колокола, левая рука работает с Подзвонными, а колокола, управляемые ногой, - Благовестники. Количество их может быть разное, а вес - от килограммов до тонн. Мое оптимальное число - это шесть колоколов.
Возраст и национальность не имеют значения
Колокольный звон родился в православной традиции. А кто сегодня ваш слушатель?
Вадим Мартовой: У меня есть несколько программ для детей, и хочу сказать, что такую музыку совершено осознанно слушают малыши уже с полутора лет. Если работаю с детьми, то обычно начинаю с небольшой лекции, далее идет концерт, и в конце обязательно даю ребятишкам возможность позвонить самим. Для взрослых людей все же интереснее само выступление. Слушатели самые разные, и репертуар, соответственно, широкий. Часто выступаю для инвалидов, а с начала СВО я в составе группы артистов очень много времени провожу в зоне боевых действий.
Как вас встречают бойцы, ведь там не только русские воины. Как колокольный звон воспринимают люди других национальностей?
Вадим Мартовой: Сразу хочу сказать, что там, на линии боевого соприкосновения, нет деления на национальности. Что же касается колокольной музыки, то в моем репертуаре много классики, а она наднациональна. Иногда ко мне подходят бойцы и просят исполнить мелодии народа, к которому они принадлежат. Я играл чеченские, казахские мелодии, и у меня есть благословение моего духовника на такое расширение репертуара. Играем не только на фронте, но и в городах присоединенных территорий для гражданских.
И каков прием?
Вадим Мартовой: В основном хороший. Но надо быть готовыми потрудиться для возвращения на эти земли исконно русской культуры. Местное население много лет жило в условиях пропаганды, враждебности ко всему русскому, и часть людей воспринимают не новую для них, но основательно забытую культуру настороженно. Мы сегодня фактически занимаемся заполнением образовавшегося культурного вакуума.
Нельзя забывать и о близости фронта. У меня была ситуация, когда после концерта в нашу точку, где мы выступали, прилетел снаряд - американский "Хаймарс". Особенно не стоит пренебрегать безопасностью на передовой. Но мы продолжаем свою работу и в Запорожье, и на Донбассе. Если говорить о конкретных местах, то играли концерты в Энергодаре, Лисичанске, Рубежном, Северодонецке, Мелитополе, Бердянске, Токмаке, Работино, Сватово. Все места, думаю, перечислять нет смысла.
Вы планируете еще работать на фронте?
Вадим Мартовой: Это моя главная задача. Ребята на линии боевого соприкосновения дают возможность нормальной жизни для всех, сражаются храбро и героически. Мой долг делать то, что в моих силах для приближения победы. Если я могу колокольным звоном поднять их боевой дух, это и будет мой личный вклад в наше общее дело. Поэтому планы на будущее очень простые - находиться там как можно дольше, радовать бойцов музыкой. Самая главная задача - оставаться в строю, каждому на своем месте.
На Руси колокола появились в конце X - начале XI столетия, вскоре после того, как князь Владимир Святославич сделал христианство государственной религией. Русские колокола отличались от европейских конструкцией. Колокола традиционно применялись не только в богослужениях. В Новгороде с давних времен колокольным звоном было принято созывать народ на городское собрание - вече.
Старейший русский колокол, сохранившийся до наших дней, находится сейчас в музее-заповеднике "Коломенское". Изготовили его в 1488 году для Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Эта обитель находится в Калужской области и до сих пор остается действующей. Самый большой колокол России никогда не использовался по прямому назначению. Это знаменитый Царь-колокол в Московском Кремле высотой более шести метров и весом 202 тонны.