С того времени регион еще дальше продвинулся в цифровых технологиях. Сегодня в формате "Без чиновника" в автономном округе доступны уже двенадцать услуг, одиннадцать - в сфере социальной защиты и одна в природопользовании. Об этом сообщила губернатор Югры Наталья Комарова в ходе очередного прямого эфира.
Люди и цифра
Напомним: онлайн-встречи главы региона с югорчанами по самым важным и актуальным для региона проблемам проходят почти каждую неделю. Инициатором прямых разговоров в соцсетях Наталья Комарова выступила лично, а темы для обсуждения всегда предлагают сами жители. На этот раз встреча была посвящена доступности интернет-сервисов и цифровых услуг. А его название четко отражало суть эфира и его цель - "Услуга без чиновника".
"Цифра сегодня оказывает колоссальное влияние на качество жизни людей, - отмечает Наталья Комарова. - С помощью электронных технологий мы можем избавиться от барьеров в диалоге власти и граждан".
Как рассказала глава региона в ходе прямого эфира, сегодня 205 самых востребованных услуг доступны югорчанам в электронной форме на Едином портале. За ними жители региона только в этом году обратились 9,5 миллиона раз. 83 услуги из числа электронных имеют статус массовых социально значимых.
Как отмечают эксперты, Югра сегодня - лидер по внедрению цифровых технологий в России. И называют принятое в свое время региональными властями решение оказывать государственные услуги без участия чиновников уникальным. Технология получила высокую оценку при отборе идей для форума "Сильные идеи для нового времени" под эгидой АСИ и попала в топ-100. Электронный способ получения услуг стал особенно популярен в пандемию, поскольку не требует сбора документов и личного визита в необходимое человеку ведомство. А с тех пор "цифра" в Югре только укрепила свое влияние. Все больше возможностей, благодаря электронным технологиям получают люди. И за этим стоит огромная работа окружных профильных департаментов.
В один клик
"Наша задача - предоставить югорчанам возможность получать все необходимые государственные, муниципальные услуги в цифровом виде в формате 24 на 7, "здесь и сейчас", в один клик", - подчеркнула Наталья Комарова в ходе онлайн-встречи с югорчанами.
Услуги, предоставляемые в цифровом формате сегодня охватывают уже практически все сферы жизни. И, как шутят югорчане, если так пойдет и дальше, чиновники, глядишь, и вовсе будут не нужны.
Так, во время онлайн-встречи мама первоклассника Юлия Лыкова из Нижневартовска поделилась своим опытом: "В этом году нам нужно было подать документы на поступление ребенка в первый класс. Узнали, что есть три способа: лично в школу, через Почту России и через портал "Госуслуги". Почту не рассматривали сразу. Попробовали прийти в школу лично и сразу попали в самый конец списка. Но, когда я подала документы через Госуслуги, буквально через несколько минут получила уведомление, что заявление зарегистрировано. Чуть позже нам позвонили и пригласили в тот самый лицей, в который мы и хотели поступить. Именно благодаря порталу был зачислен мой ребенок. И очень благодарны этой системе. Все прошло очень быстро и главное -успешно".
Как доказал прямой эфир, с легкостью можно получить и электронное свидетельство о рождении ребенка, о чем еще каких-то десять, и даже пять лет, даже не думали.
Как рассказал исполняющий обязанности директора окружного департамента информационных технологий Андрей Чиликов, оформить документ очень просто.
"Достаточно заполнить заявление на едином портале госуслуг. Условия: оба родителя должны быть гражданами России, состоять в официальном браке и быть зарегистрированными на портале". Главное, для чего создавалась эта услуга, как и сотни других, - удобство для людей. Не нужно ходить в ЗАГС, стоять в очередях, тратить время, как при получении бумажного свидетельства. А ко всему, этот электронный документ невозможно потерять или подделать, ведь он находится в единой базе данных электронных услуг", - заключил Андрей Чиликов.
Отметим: электронные свидетельства о рождении были внедрены не так давно, но уже сегодня каждое третье свидетельство югорчане получают именно в цифровой форме. Причем по этому показателю Югра входит в первую пятерку регионов-лидеров страны.
Если не умеют, научим
"Очень важно, что при внедрении цифровых услуг в Югре думают и о тех, кому пользование электронными сервисами бывает затруднительно в силу возраста, - отмечает социолог Дмитрий Волынский. - Для пожилых людей и всех тех, кому сложно освоить новые технологии, проводят обучение. В результате любой получает возможность свободно пользоваться цифровыми услугами и сервисами".
Так, югорчане могут пройти обучение по программам "Ресурсы и сервисы цифровой экономики", "Основы цифровой грамотности" и "Основы безопасной работы в сети Интернет".
При этом в МФЦ Югры организованы специальные секторы пользовательского сопровождения. С помощью консультантов можно научиться правильно оформлять онлайн-заявления, узнать о работе сервисов и запрашиваемых документах.
Кроме того, МФЦ Югры вместе с департаментом ИТ запустили чат-бот в Telegram. С его помощью можно управлять записью, получить консультацию о режиме работы и адресе офисов, порядке предоставления услуг и статусе дела. Также на едином номере 122 реализован голосовой помощник "Вика".
К слову, на портале "Госуслуги" все больше возможностей для пожилых людей.
Например, можно подать заявление "Компенсация проезда на отдых пенсионерам Крайнего Севера". Для этого нужно зайти в свой личный кабинет и выбрать раздел "Пособия. Пенсия. Льготы". Обращение рассмотрят в течение всего десяти рабочих дней.
Всегда ли прав управдом
Цифровые технологии помогают решать и одну из самых до недавнего времени болезненных проблем - общение представителей управляющих компаний и собственников жилья. И даже позволяют сделать это общение полезным и эффективным. Югра присоединилась к пилотному проекту по тестированию мобильного приложения "Дом. Госуслуги".
Как рассказал в ходе прямого эфира заместитель директора департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Югры Виталий Фенский, платформа "Госуслуги. Дом" позволяет решать все вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в рамках одного окна. Можно оперативно получить обратную связь онлайн от УК. Кроме того, передать показания узлов учета, получить платежку, провести онлайн общее собрание собственников многоквартирного дома. Сегодня у нас жизнь такая, что мы постоянно движемся, не всегда можем присутствовать на общих собраниях. А потом задаем вопросы: почему без нас принято решение. При пользовании платформой эту проблему можно будет исключить. Пользование ею удобно, а результат - качественный".
Отметим: в рейтинге промежуточных результатов работы приложения Югра находится на втором месте среди 89 субъектов страны.
Губернатор всегда на связи
Преимущество прямых линий состоит в том, что любой самый важный вопрос в ходе их проведения можно поднять и очень часто прямо тут же найти на него ответ, поскольку вместе с главой Югры в онлайн-встречах принимают участие руководители муниципалитетов, замы губернатора и специалисты, которые могут объяснить, как оперативно решить ту или иную проблему.
Так, за весь период существования этого формата общения с жителями проведено уже больше 120 прямых тематических линий и онлайн-встреч. И если посчитать, то в совокупности Наталья Комарова провела уже больше 250 часов в прямом эфире. Формат открытых прямых линий при общении с жителями Югры давно доказал свою эффективность. Они позволяют оперативно решать возникающие проблемы жителей и брать на вооружение их предложения в самых разных сферах развития округа.
"Открытая политика властей Югры, когда при решении проблем прежде всего учитывают мнение самих жителей, безусловно, служит развитию региона, его социальной сферы, - подчеркивает доцент кафедры экономики и управления Уральского института управления - филиала РАНХиГС Наталья Шеметова. - Очень важно, что губернатор региона Наталья Комарова на связи с жителями практически 24 на 7. Она постоянно выезжает в большие и малые муниципалитеты, встречается с людьми, и это позволяет ей держать руку на пульсе".