23.10.2023 23:50
Общество

Блогеры раскритиковали закон о рекламе в соцсетях

Текст:  Олег Капранов
Российская газета - Федеральный выпуск: №241 (9186)
С 1 сентября в России заработал в полноценном режиме Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), который должен упорядочить и сделать прозрачным рынок рекламы в Сети. Без малого два месяца боевого применения системы, разработанной Роскомнадзором (РКН), выявили целый ряд регуляторных несостыковок. Остается открытым и вопрос самого факта существования Операторов рекламных данных (ОРД), как участника цепочки передачи данных от участников рынка регулятору.
/ Кирилл Каллиников/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

ЕРИР в тестовом режиме функционирует уже больше года, а информация о его разработке и различные согласования, в том числе и с отраслью, поступают как минимум с 2021 года. Однако с 1 сентября заработала система штрафов, что для очень многих участников рынка стало фактическим началом работы системы, и вынудило обратить на ЕРИР пристальное внимание.

Самые яркие голоса прозвучали из сообщества Telegram-блогеров: одного из наиболее активно растущих и привлекших к себе значительную часть рекламных бюджетов после блокировки западных площадок.

Необходимость сдавать нулевую отчетность создает дополнительную нагрузкуна блогеров

Главной претензией блогеров стало то, что сегодня де-факто они обязаны платить за услуги ОРД даже в те месяцы, когда не пользуются его услугами и не передают данные в РКН, но в их аккаунтах присутствуют посты с рекламными идентификаторами, опубликованными ранее. Кроме того, участники рынка фиксируют расхождения в трактовках норм между Роскомнадзором и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) - она является одним из основных получателей сведений из ЕРИР.

Для урегулирования спорных моментов на площадке РОЦИТ с подачи "Российской газеты" и под председательством главы РОЦИТ, замглавы комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина прошла встреча лидеров блогерского сообщества и представителей Операторов рекламных данных (ОРД).

Приморский край представил уникальный опыт привлечения иностранных туристов

Даже если опубликованный пост уже не собирает просмотров, говорит соосновательница канала "Антиглянец" Наталья Архангельская, необходимо подавать нулевую отчетность. А если отчетность подается, то кабинет ОРД используется и соответственно нужно платить за его использование. Сумма платежей на сегодняшний день варьируется в зависимости от ОРД - от 1000 до 5000 рублей в месяц. Особое возмущение блогеров вызвало то, что некоторые ОРД предлагают платить процент от оборота.

"Наши исследования показали, что опубликованный в Telegram рекламный пост, собирает просмотры в первые семь дней, а то и меньше, а дальше число просмотров не меняется, ничего не меняется", - говорит Архангельская. По ее словам, рекламодатели очень часто просят не удалять рекламный пост в течение 5-6 месяцев. Это важно для рекламных кампаний. Но если пост висит, то надо подавать отчетность.

С ней согласен Максим Перлин, основатель Ассоциации блогеров и агентств. По его словам, в первый месяц рекламный пост получает 95% просмотров, во второй - еще порядка 4%, а дальше пост уходит вверх и "умирает".

"Представьте, что вы небольшой блогер, у которого нет постоянных рекламных поступлений. Вы продаете пост за 20 тысяч рублей, и дальше вы платите по 5 тысяч рублей в месяц за использование личного кабинета, чтобы подавать статистику. Через четыре месяца вы выходите в ноль. А дальше вы уходите в минус и далее по нарастающей. Что касается больших каналов с большими заработками, то 1% от нашего заработка - это много. Это для нас много, и это серьезная цифра", - говорит Архангельская.

"Главный вопрос - поскольку мы уже платим налоги в ФНС, по коэффициенту процента от оборота, то платить проценты еще одной структуре - нелогично. Если будет зафиксирован месячный тариф на длительное время, это устроит всех. То есть за деньги - да, но с понятными правилами игры", - отмечает Екатерина Мцитуридзе, Telegram-канал "Кейт Бланш".

Ида Галич и Роман Каграманов станут экспертами в реалити "Богиня свиданий"

Необходимость подавать нулевую и иную отчетность стала большой нагрузкой и для агентств, ведущих дела блогеров. Максим Перлин привел такой расчет: его агентству со штатом в 65 человек пришлось нанять трех дополнительных сотрудников для работы с ОРД. Дополнительные расходы на этих сотрудников с учетом налогов составляют около 4 млн рублей в год. "При этом в отличие от регулятора, который действительно видит, как работает реклама и получает нужную ему информацию, нам это не дает ничего", - комментирует Перлин.

Впрочем, возможно до конца года вопрос с нулевой отчетностью будет решен. Это сообщил представитель ОРД "МедиаСкаут", входящего в цифровую экосистему МТС, Владислав Шилов. По его словам, эта обеспокоенность участников отрасли находит понимание у Роскомнадзора.

Один из самых острых и сущностных вопросов в данной ситуации заключается в том, почему между государством и теми, кто должен перед ним отчитываться, встали коммерческие посредники, которые произвольно формулируют тарифы за свои услуги. Об этом говорили все участники обсуждения.

Блогеры вынуждены оплачивать кабинет ОРД даже в месяцы, когда у них не было рекламы

В этой связи гораздо более логичным было бы наличие единой пошлины, установленной государством и дополнительных сервисов, цены на которые ОРД устанавливали бы исходя из своих затрат. С тем, что такой подход был бы справедливым в той или иной степени согласились все участники дискуссии, в том числе и представители ОРД. При этом то, что затраты ОРД действительно существуют и нуждаются в компенсации, никем из участников дискуссии под сомнение не ставится.

"Взимание платы за сервис обеспечивает стабильную работу платформы, позволяет содержать штат сотрудников поддержки технической и клиентской служб. ОРД является технически сложным решением, требующим стабильной работы платформы, взаимодействия с большой клиентской базой и поддержания большой емкости хранилища информации клиентов и взаимодействия с системой ЕРИР", - поясняет собеседник "РГ" в одном из ОРД.

Отмечая открытость регуляторов к общению с отраслью и готовность воспринимать ее аргументы, участники рынка полагают, что эти обсуждения должны быть формализованы и оформлены в юридически обязывающие документы.

На форуме "История для будущего. Россия и Беларусь" предложили креативные варианты борьбы с извращением прошлого

"Мы ценим открытую позицию регуляторов. Она адекватна и на всех встречах мы это видим. И очень здорово, что Роскомнадзор рассылает предупреждения, хотя не обязан этого делать. Мы благодарны за это. Но вопрос в том, что это все на словах. А в случае судебных разбирательств мы, как юристы, оперируем документами. И когда возникает обращение гражданина в суд по факту того или иного якобы зафиксированного нарушения, мы не можем присовокупить в качестве подтверждения позиции устное заявление представителя Роскомнадзора", - говорит юрист Ассоциации блогеров и агентств Анастасия Красникова.

По словам главы РОЦИТ Антона Горелкина, на встрече прозвучал целый ряд конструктивных предложений и озабоченностей представителей отрасли.

"Все эти вопросы нужно обсуждать и стремиться к тому, чтобы в правоприменении не возникало несправедливых ситуаций", - заявил Горелкин. По его словам, в ближайшее время он подготовит несколько депутатских запросов, официальные ответы на которые помогут прояснить спорные вопросы. И смогут стать в том числе и теми самыми документами с зафиксированной позицией регулятора. "Для РКН важно, чтобы маркировка рекламы не стала бременем для бизнеса. Я знаю, что регулятор учитывает мнения предпринимателей и старается идти им навстречу. - заметил председатель РОЦИТ. - Нужно на это смотреть оптимистично. Все шероховатости отшлифуются, главное конструктивная позиция со стороны Роскомнадзора".

СМИ и соцсети Сервисы Роскомнадзор