24.10.2023 20:33
Власть

Политолог Журавлев прокомментировал введение штрафа за навязывание услуг

Текст:  Дмитрий Журавлев (политолог, директор Института региональных проблем) Елена Кухтенкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №241 (9186)
Отличная новость, что в КоАП РФ внесены поправки о штрафах за навязывание услуг и товаров потребителю. ("РГ", 1-я и 15-я полосы.) Действия продавца надо сделать более прозрачными, за нечестность он должен быть наказан. Ощущение, что, если обманешь, будешь за это отвечать, должно войти в нашу кровь. Для этого необходима реализация этих новых поправок, нужно, чтобы закон действительно начал работать.
/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Но, понимаете, если факт навязывания не очевиден, покупателю нужна помощь адвоката, юриста. (У меня так было, когда я зубы лечил. Когда мне насчитали 700 тыс. рублей, включая ненужные услуги.) То есть грань между навязыванием и предложением в некоторых областях очень тонкая. Если у вас есть хороший юрист, который может помочь, то эти поправки - великолепное средство защиты от негодяев и мошенников. Но, увы, не всякий обычный человек сможет с этой задачей сам справиться. Некоторые могут, есть у них такое психологическое свойство, а есть люди, которым продавец ответит: "А я вам не навязывал, я предлагал" - и они не будут вступать в дальнейшие дискуссии. Они не пойдут жаловаться и требовать оштрафовать продавца, а домой пойдут.

Знаете, представить себе, что вам поддельную вещь продадут где-то на Западе, невозможно. Потому что если ты это провернешь, то сделаешь покупателю громадный подарок. Ведь он получит около миллиона возмещения просто за факт того, что товар не соответствует тому, что написано на ценнике. А у нас вы сможете в такой ситуации больше 5 тысяч отсудить?

У меня ситуации с навязанными услугами чаще всего случались в области медицины. А еще был случай, когда продавец навязал мне привязать страхование к телефону, а когда мобильный украли, в магазине мне сказали: "Принесите нам решение по уголовному делу, и мы вам вернем деньги". А вы представляете МВД, которое на голубом глазу заведет уголовное дело? Им же потом по нему отчитываться.

Идеальный продавец-консультант в моем понимании - честный, хорошо знающий то, что он продает, способный исходить из интересов покупателя. И ведь стратегически так вести себя даже выгоднее - потом все в ваш магазин будут возвращаться. Но пока у нас значительная часть торгового бизнеса живет одним днем. Они в 90-е годы начинали и привыкли. Это не их вина, их так двадцать лет учили. И руководство заставляет так действовать. Если они будут вкладываться в завтрашний день, он может не наступить, что-нибудь изменится.

В советское время товаров было заведомо меньше, чем денег. А хороших - тем более. Их продавали с "нагрузкой". Люди были счастливы купить хоть что-нибудь. Поэтому продавщица жила по принципу: я тут одна, а вас много. Будь счастлив, что тебе эту селедку продали. А могли бы не продавать, сказать, что ее нет. Какие там претензии...

Подготовила Елена Кухтенкова

Гражданам разрешат бесплатно возвращать товары в интернет-магазины
Административное право