05.11.2023 11:18
Культура

Директор магазина "Москва" Марина Каменева раскрыла тайны профессии во времена дефицита и в годы изобилия

Текст:  Анастасия Скорондаева
Российская газета - Федеральный выпуск: №250 (9195)
Как без памятника Пушкину, так и без этого книжного магазина "Москва" по соседству трудно представить столицу. Марина Каменева, директор "Москвы" - не частое доказательство, как частный магазин может быть любим читателем и чиновником: без него и Марины уже многие книжные фестивали не вертятся. Успешный профессионал и точный эксперт, затейник встреч и хозяйка редкой коллекции книжных скульптур - собеседник "РГ".
Марина Каменева - успешный профессионал, уважаемый эксперт, затейник творческих встреч - много лет возглавляет книжный магазин "Москва". / Евгения Потах
Читать на сайте RG.RU

Марина Ниловна, разные периоды бывали и у страны, и у вас, и у книжного магазина. В какой было сложнее, а в какой интереснее работать?

Марина Каменева: Каждый этап интересен. Плохо, когда начинаешь скучать. Но в нашей стране для бизнеса всегда турбулентная атмосфера, особо не заскучаешь, постоянно приходится придумывать что-то новое. А задача одна - сделать все, чтобы сохранить книжный магазин "Москва", которому 5 ноября исполняется 65 лет. Наш магазин знает и любит не одно поколение москвичей, и не только москвичей. Мы - визитная карточка города… Как встретим гостей, так и будут судить о городе.

Полвека в книжном бизнесе - это серьезно. На ваших глазах менялось многое - и книготорговля, и спрос на литературу…

Марина Каменева: 70-е годы - время дефицита, а хорошие книги можно было получить в обмен на сданную макулатуру. В 80-е годы появилась еще одна новая форма книжной торговли - выездные обслуживания. На крупных закрытых предприятиях существовали народные книжные магазины, для них специально оставляли дефицит, а в нагрузку давали не пользующуюся спросом литературу. Часто обслуживали делегатов партийных, профсоюзных, комсомольских съездов и конференций - это отдельная история и незабываемые годы…

В конце 80-х появились первые частные издательства, такие как "Текст", "Слово". А в 90-е стали создаваться все новые и новые издательства, занявшие ранее пустовавшую нишу, - они начали печатать авторов, запрещенных в советское время: Пастернак, Булгаков, Набоков, Шаламов, Бродский, Гинзбург, Оруэлл, Бунин, Ахматова… Многотысячные тиражи раскупались в момент! Вот такой книжный голод был у людей тогда! Хотя книги печатались на плохой бумаге, обложки - невзрачные, переплеты - кривые…

Но как бы ни менялось время, многие книги, на которые был спрос, когда я пришла работать в отрасль, востребованы и сегодня.

По последним данным Российской книжной палаты, один из самых издаваемых авторов сегодня - все тот же Булгаков. А один из самых продаваемых - все тот же Оруэлл.

Марина Каменева: Вот об этом я только что и сказала. Но, возвращаясь к девяностым, стоит заметить, что тогда еще были востребованы учебники иностранных языков и экономическая литература, все хотели научиться вести бизнес… Ворвались в нашу жизнь и любовные романы зарубежных авторов, но у нас в магазине интерес к ним быстро сошел. Зато появились новые популярные российские писатели: Пелевин, Войнович, Маринина, Вильмонт, Устинова, Веллер, Поляков, Улицкая, Лукьяненко и другие.

/ Из личного архива Марины Каменевой.

Давайте продолжим временной экскурс. Что было в двухтысячные?

Марина Каменева: В двухтысячные наши издательства окрепли, стали выходить красивые альбомы по искусству, детские книги с потрясающими иллюстрациями. Спрос был на них, а также на энциклопедические издания. Пользовались популярностью Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, детская энциклопедическая переводная серия книг "Что есть что"…

2010-2019 годы - период, когда люди стали много путешествовать по миру и у них появилась возможность оценить мировой уровень печати. Повысился читательский спрос на качественно изданные книги, что побудило издателей переориентироваться на выпуск подарочных книг улучшенной полиграфии.

Читателям предложили угадать, кто выиграет премию "Большая книга"

Большой интерес вызывали мемуары и биографии деятелей искусства - Плисецкой, Данелии, Вишневской, Спивакова, Говорухина, Чуковского - их книги становились бестселлерами. И, кстати, дневники Корнея Чуковского, переиздаваемые сейчас, у нас и до сих пор бестселлер номер один.

В эти годы стали меньше интересоваться литературой по экономике - реалии жизни не совпадали с канонами мировых гуру в этой области. Читатели стали больше обращать внимание на книги по психологии, философии, истории…

В художественной литературе в топах продаж оставались Пелевин, Сорокин, Рубина, Алексей Иванов… Из зарубежных писателей - Мураками, Уэльбек, Тартт.

Ну а дальше случилась пандемия… Как выживали?

Марина Каменева: Нас спас интернет-магазин, который мы начали развивать еще в 2006 году. Среди всех розничных книжных магазинов, где есть интернет-торговля, на сегодняшний день у нас наибольший процент в обороте продаж - около 30%. Это для розничного магазина очень хорошие показатели.

А ногами читатели вернулись?

Марина Каменева: Нет. Два года пандемии так изменили людей, что большинство заказывают книги только в интернете. Если в 2010 году у нас ежедневно была проходимость 8-10 тысяч человек в день, а завершенность покупки составляла где-то 60%, то сейчас проходимость магазина - 2 тысячи в день. В пандемию, кстати, наибольший интерес был к альбомам по искусству, а также к пособиям по изучению языков, подарочным изданиям, детским книгам.

/ Евгения Потах.

Затем последовали санкции…

Марина Каменева: А с ними у наших партнеров появились проблемы с полиграфическими материалами, а также с покупкой авторских прав. В первое время мы за голову схватились - что же нам продавать?! Но, посчитав, сколько среди бестселлеров нашего магазина книг зарубежных, а сколько отечественных авторов, счастливо выдохнули. Цифры показали, что среди наиболее востребованных книг, несомненно, лидируют издания отечественных авторов, составляя 75%, а доля книг авторов зарубежных - только 25%.

Книги на языке оригинала у вас можно приобрести?

Марина Каменева: Да, мы продолжаем получать поставки импортной литературы, в том числе бестселлеры современных зарубежных авторов, практически одновременно с выходом в других странах.

Часто вспоминаем 2007 год, когда мы заказали заключительную книгу о Гарри Поттере и объявили начало продаж одновременно со всем миром! В Москве было три часа ночи! Люди ждали… К шести утра мы продали около тысячи экземпляров! На английском языке! Получив книгу, люди открывали последнюю страницу и кричали: "Ура! Гарри жив!" Вот такие приятные эмоции запоминаются надолго.

Так что книги зарубежных издательств мы продолжаем получать, только путь стал немного длиннее.

Как бы ни менялось время, многие из книг, на которые всегда был спрос, востребованы и сегодня

Продавец книжного магазина - это обязательно хороший читатель. По какому принципу вы подбираете персонал?

Марина Каменева: К сожалению, с профессиональными кадрами проблема… Раньше у нас в стране была построена система подготовки кадров для отрасли. В Москве было ПТУ №97, книготорговый техникум и Полиграфический институт с факультетом издательского дела и книжной торговли. Вот эти кадры до сих пор и составляют костяк отрасли.

Молодежь, которая сейчас приходит, порой не обладает знаниями даже на уровне школьной программы. Важны, очень важны человеческие качества! Надо просто любить людей и книги, быть открытым, доброжелательным и иметь желание помочь покупателю. А в помощь тебе - навигация, книгоискатель, проводимые обзоры новинок и т. д. А вот с новыми авторами сейчас дело обстоит неоднозначно…

Почему? Ведь даже в списке финалистов "Большой книги" много новых имен…

Марина Каменева: А как их продать, как рассказать о них? На мой взгляд, необходима социальная реклама произведений этих авторов, возможно, даже авторские туры по регионам России. Это один из путей дать зеленый свет новому автору.

Конечно, было бы замечательно и логично внести книги в "Пушкинскую карту", которой активно пользуется молодежь. Это тоже хороший способ продвижения произведений авторов.

Писатель Алексей Сальников: Читатель видит героев насквозь, как семейный психолог

А у нас есть интересная практика, когда автор приходит в магазин и сам рекламирует и продает свои книги. Но это только при условии, что нам нравится книга и что она подходит читателю "Москвы". Есть автор Надежда Баранова, она пишет детские стихи. Уже несколько лет она работает со своими книгами в нашем торговом зале. И работает невероятно успешно - бьет все рейтинги. А если бы ее книги просто лежали на полке, то никто о них и не узнал бы…

Книжный "Москва" не только торгует, но и выступает экспертом?

Марина Каменева: А иначе сейчас нельзя. У нас в художественном отделе все продавцы читающие. Зная это, покупатели приходят к ним за рекомендациями.

На протяжении многих лет мы изучали нашего покупателя, их запросы, и в результате в этом году создали свою книжную экосистему, в которой есть весь спектр услуг. Мы назвали ее Bookomniservice (букомнисервис) и запатентовали это слово, так как такой подход впервые в мире осуществлен нами. В рамках этой программы работают и персональные менеджеры. Любой каприз читателя мы можем удовлетворить: найти книгу, оценить ее, сформировать библиотеку, создать владельческие переплеты и дизайнерские подарки с книгой - это тоже наше ноу-хау. У нас великолепный антикварно-букинистический отдел, есть печать по требованию, мы продаем электронные книги… Мы можем все! Ну или по крайней мере мы делаем все, чтобы сохранить и приумножить число наших постоянных покупателей. И счастливы, когда это получается…

Помимо вышеперечисленных услуг, у вас есть необычный проект "ВЖИК - вторая жизнь книги". В чем его идея?

Марина Каменева: Этот проект мы запустили в декабре 2022 года. Мы считаем его социально значимым! Цены - растут, покупательская способность падает. Людям все сложнее выделять в бюджете семьи деньги на приобретение книг. Вот и пришла идея немного поддержать наших покупателей проектом ВЖИК - вторая жизнь книги. На нашем сайте существует список наиболее актуальных книг, пользующихся спросом. Человек может ознакомиться со списком и принести уже прочитанные книги, предварительно записавшись на удобное время. Требований два: книга есть в нашем списке, и она должна быть в хорошем состоянии. На пластиковую карту покупатель получает обратно часть стоимости и использует эти деньги при покупке новых изданий. Сданные книги мы продаем по сниженной цене с отдельной наклейкой. За полгода через проект ВЖИК прошло 600 книг.

В рамках проекта ВЖИК можно принести обратно уже прочитанные книги и на карту получить часть их стоимости

У вас в магазине часто бывают известные люди, а кто из них самый неожиданный?

Марина Каменева: Магазин "Москва" действительно любим всеми, в том числе известными людьми. И слоган "Мой любимый книжный" нам подарили сами покупатели. Мы гордимся и дорожим доверием не одного поколения москвичей. Безусловно, к нам приходят люди разных профессий, часто заглядывают медийные и известные люди. Однажды нас посетил, будучи с официальным визитом в России, арабский шейх. Но самым неожиданным и запоминающимся визитом стал приезд президента Бориса Николаевича Ельцина. Это был незапланированный визит 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина. Ко мне в кабинет зашел начальник его охраны Александр Васильевич Коржаков с вопросом: "Кто здесь директор?" и сообщил, что к нам через два-три часа приедет президент. Сотрудники ФСО занялись своими делами, а я попросила мужа немедленно привезти мне костюм! Борис Николаевич провел у нас минут сорок, расспрашивал, как мы живем и работаем. Приобрел вышедший первый том трехтомника "Жизнь Пушкина" и уехал. Вспоминаю, что была живая и интересная беседа!

/ Из личного архива Марины Каменевой.

А без чего не может сегодня обойтись книжный магазин?

Марина Каменева: Без хороших книг, читателей и покупателей, конечно. Ну а если серьезно, то без профессиональных специалистов в области IT-технологий, маркетинга, аналитики и службы продвижения - это все тоже обязательно.

Вы говорили, что благодаря соцопросу выявили, что в магазине "Москва" - большой процент постоянных покупателей.

Марина Каменева: Когда мы провели первый соцопрос, то были очень удивлены результатами. У нас оказалось 75% постоянных покупателей.

Продолжая глубже изучать спрос наших покупателей, мы смогли сформировать ассортиментную матрицу, а разработанная нами собственная IT-программа помогла оптимизировать скорость оборачиваемости товара.

Пять книг осени на разные вкусы и интересы

Наша торговая площадь меньше, чем у наших коллег из других крупных книжных магазинов внутри Садового кольца, поэтому мы не можем продавать все, что издается в России, но зато можем анализировать и выбирать лучшее из того, что выходит в свет и необходимо нашему покупателю.

Вы входите в состав жюри национальной литературной премии "Большая книга" и сейчас, вероятно, читаете произведения финалистов. А какая книга лежит на прикроватной тумбочке у директора книжного магазина для души?

Марина Каменева: Сейчас я читаю книгу из серии "Жизнь в искусстве" Дэвида Вейса "Роден". Я его очень люблю, но как-то пропустила это издание. А благодаря "Российской газете" я открыла для себя книгу швейцарского журналиста Эрика Хёсли "Сибирская эпопея" - автор подписал мне ее на Книжном фестивале "Красная площадь". Я люблю Север и Сибирь, а у нас не так много книг, авторы которых глубоко погружены в эту тему.

Какое событие для вас стало самым значимым в юбилейном для "Москвы" году и почему?

Марина Каменева: Этим событием стала выставка, организованная Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля "Из истории книжной торговли в России", приуроченная к 65-летию книжного магазина "Москва", которая продлится до середины февраля 2024 года. Наверное, потому, что в этой столь значительной и масштабной экспозиции наш магазин вписан в многовековую историю развития всего российского книжного дела.

/ Из личного архива Марины Каменевой.
Как магазин отметит юбилей

5 ноября книжному магазину "Москва" исполняется 65 лет!

Магазин приглашает читателей провести этот праздник вместе. Будут осенние угощения, приятная музыка, викторина, а также грандиозный розыгрыш призов.

С 10:00 до 22:00 - всем, сделавшим покупку на сумму

• от 1000 рублей - в подарок сертификат на скидку 20% на следующую покупку (с 6 ноября по 5 декабря 2023 года);

• от 2000 рублей - в подарок билет на моментальный розыгрыш призов, среди которых билеты в театры, в Государственный исторический музей, книги, календари и симпатичные сувениры.

А для всех, кто отмечает свой День рождения вместе с магазином 5 ноября, - подарок на кассе в зале N2.

Наглядно

Бестселлеры книжного магазина "Москва"

•Виктор Пелевин "Путешествие в Элевсин";

•Александра Маринина "Дебютная постановка. Том 2";

•Вуди Аллен "Нулевая гравитация. Сборник сатирических рассказов";

•Юн Фоссе "Трилогия";

•Марк Захаров "Театральная фантазия на тему… Мысли благие и зловредные";

•Фэнни Флэгг "Возвращение в кафе "Полустанок";

•Мишель Уэльбек "Уничтожить";

•Юлия Яковлева "Бретёр".

Кстати

Марина Каменева славится и своей коллекцией "книгурок" - фигурок с книгами. Название "книгурки" подарил ей известный детский поэт Андрей Усачев. Ценнейшие экземпляры из майсенского фарфора, дерева, светильники, чернильницы, литературные персонажи и исторические личности, тарелки, куклы, сделанные вручную на заказ специально для Марины Каменевой и подаренные именитыми гостями "Москвы". Этой коллекции уже более 15 лет, началась она с привезенной с Лондонской книжной ярмарки фигурки читающей женщины, а сегодня насчитывает более тысячи вещиц. Есть в коллекции даже единственная в мире "Нерпа читающая", сделанная из чароита, полудрагоценного камня.

Литература