Марина Ниловна, разные периоды бывали и у страны, и у вас, и у книжного магазина. В какой было сложнее, а в какой интереснее работать?
Марина Каменева: Каждый этап интересен. Плохо, когда начинаешь скучать. Но в нашей стране для бизнеса всегда турбулентная атмосфера, особо не заскучаешь, постоянно приходится придумывать что-то новое. А задача одна - сделать все, чтобы сохранить книжный магазин "Москва", которому 5 ноября исполняется 65 лет. Наш магазин знает и любит не одно поколение москвичей, и не только москвичей. Мы - визитная карточка города… Как встретим гостей, так и будут судить о городе.
Полвека в книжном бизнесе - это серьезно. На ваших глазах менялось многое - и книготорговля, и спрос на литературу…
Марина Каменева: 70-е годы - время дефицита, а хорошие книги можно было получить в обмен на сданную макулатуру. В 80-е годы появилась еще одна новая форма книжной торговли - выездные обслуживания. На крупных закрытых предприятиях существовали народные книжные магазины, для них специально оставляли дефицит, а в нагрузку давали не пользующуюся спросом литературу. Часто обслуживали делегатов партийных, профсоюзных, комсомольских съездов и конференций - это отдельная история и незабываемые годы…
В конце 80-х появились первые частные издательства, такие как "Текст", "Слово". А в 90-е стали создаваться все новые и новые издательства, занявшие ранее пустовавшую нишу, - они начали печатать авторов, запрещенных в советское время: Пастернак, Булгаков, Набоков, Шаламов, Бродский, Гинзбург, Оруэлл, Бунин, Ахматова… Многотысячные тиражи раскупались в момент! Вот такой книжный голод был у людей тогда! Хотя книги печатались на плохой бумаге, обложки - невзрачные, переплеты - кривые…
Но как бы ни менялось время, многие книги, на которые был спрос, когда я пришла работать в отрасль, востребованы и сегодня.
По последним данным Российской книжной палаты, один из самых издаваемых авторов сегодня - все тот же Булгаков. А один из самых продаваемых - все тот же Оруэлл.
Марина Каменева: Вот об этом я только что и сказала. Но, возвращаясь к девяностым, стоит заметить, что тогда еще были востребованы учебники иностранных языков и экономическая литература, все хотели научиться вести бизнес… Ворвались в нашу жизнь и любовные романы зарубежных авторов, но у нас в магазине интерес к ним быстро сошел. Зато появились новые популярные российские писатели: Пелевин, Войнович, Маринина, Вильмонт, Устинова, Веллер, Поляков, Улицкая, Лукьяненко и другие.
Давайте продолжим временной экскурс. Что было в двухтысячные?
Марина Каменева: В двухтысячные наши издательства окрепли, стали выходить красивые альбомы по искусству, детские книги с потрясающими иллюстрациями. Спрос был на них, а также на энциклопедические издания. Пользовались популярностью Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, детская энциклопедическая переводная серия книг "Что есть что"…
2010-2019 годы - период, когда люди стали много путешествовать по миру и у них появилась возможность оценить мировой уровень печати. Повысился читательский спрос на качественно изданные книги, что побудило издателей переориентироваться на выпуск подарочных книг улучшенной полиграфии.
Большой интерес вызывали мемуары и биографии деятелей искусства - Плисецкой, Данелии, Вишневской, Спивакова, Говорухина, Чуковского - их книги становились бестселлерами. И, кстати, дневники Корнея Чуковского, переиздаваемые сейчас, у нас и до сих пор бестселлер номер один.
В эти годы стали меньше интересоваться литературой по экономике - реалии жизни не совпадали с канонами мировых гуру в этой области. Читатели стали больше обращать внимание на книги по психологии, философии, истории…
В художественной литературе в топах продаж оставались Пелевин, Сорокин, Рубина, Алексей Иванов… Из зарубежных писателей - Мураками, Уэльбек, Тартт.
Ну а дальше случилась пандемия… Как выживали?
Марина Каменева: Нас спас интернет-магазин, который мы начали развивать еще в 2006 году. Среди всех розничных книжных магазинов, где есть интернет-торговля, на сегодняшний день у нас наибольший процент в обороте продаж - около 30%. Это для розничного магазина очень хорошие показатели.
А ногами читатели вернулись?
Марина Каменева: Нет. Два года пандемии так изменили людей, что большинство заказывают книги только в интернете. Если в 2010 году у нас ежедневно была проходимость 8-10 тысяч человек в день, а завершенность покупки составляла где-то 60%, то сейчас проходимость магазина - 2 тысячи в день. В пандемию, кстати, наибольший интерес был к альбомам по искусству, а также к пособиям по изучению языков, подарочным изданиям, детским книгам.
Затем последовали санкции…
Марина Каменева: А с ними у наших партнеров появились проблемы с полиграфическими материалами, а также с покупкой авторских прав. В первое время мы за голову схватились - что же нам продавать?! Но, посчитав, сколько среди бестселлеров нашего магазина книг зарубежных, а сколько отечественных авторов, счастливо выдохнули. Цифры показали, что среди наиболее востребованных книг, несомненно, лидируют издания отечественных авторов, составляя 75%, а доля книг авторов зарубежных - только 25%.
Книги на языке оригинала у вас можно приобрести?
Марина Каменева: Да, мы продолжаем получать поставки импортной литературы, в том числе бестселлеры современных зарубежных авторов, практически одновременно с выходом в других странах.
Часто вспоминаем 2007 год, когда мы заказали заключительную книгу о Гарри Поттере и объявили начало продаж одновременно со всем миром! В Москве было три часа ночи! Люди ждали… К шести утра мы продали около тысячи экземпляров! На английском языке! Получив книгу, люди открывали последнюю страницу и кричали: "Ура! Гарри жив!" Вот такие приятные эмоции запоминаются надолго.
Так что книги зарубежных издательств мы продолжаем получать, только путь стал немного длиннее.
Продавец книжного магазина - это обязательно хороший читатель. По какому принципу вы подбираете персонал?
Марина Каменева: К сожалению, с профессиональными кадрами проблема… Раньше у нас в стране была построена система подготовки кадров для отрасли. В Москве было ПТУ №97, книготорговый техникум и Полиграфический институт с факультетом издательского дела и книжной торговли. Вот эти кадры до сих пор и составляют костяк отрасли.
Молодежь, которая сейчас приходит, порой не обладает знаниями даже на уровне школьной программы. Важны, очень важны человеческие качества! Надо просто любить людей и книги, быть открытым, доброжелательным и иметь желание помочь покупателю. А в помощь тебе - навигация, книгоискатель, проводимые обзоры новинок и т. д. А вот с новыми авторами сейчас дело обстоит неоднозначно…
Почему? Ведь даже в списке финалистов "Большой книги" много новых имен…
Марина Каменева: А как их продать, как рассказать о них? На мой взгляд, необходима социальная реклама произведений этих авторов, возможно, даже авторские туры по регионам России. Это один из путей дать зеленый свет новому автору.
Конечно, было бы замечательно и логично внести книги в "Пушкинскую карту", которой активно пользуется молодежь. Это тоже хороший способ продвижения произведений авторов.
А у нас есть интересная практика, когда автор приходит в магазин и сам рекламирует и продает свои книги. Но это только при условии, что нам нравится книга и что она подходит читателю "Москвы". Есть автор Надежда Баранова, она пишет детские стихи. Уже несколько лет она работает со своими книгами в нашем торговом зале. И работает невероятно успешно - бьет все рейтинги. А если бы ее книги просто лежали на полке, то никто о них и не узнал бы…
Книжный "Москва" не только торгует, но и выступает экспертом?
Марина Каменева: А иначе сейчас нельзя. У нас в художественном отделе все продавцы читающие. Зная это, покупатели приходят к ним за рекомендациями.
На протяжении многих лет мы изучали нашего покупателя, их запросы, и в результате в этом году создали свою книжную экосистему, в которой есть весь спектр услуг. Мы назвали ее Bookomniservice (букомнисервис) и запатентовали это слово, так как такой подход впервые в мире осуществлен нами. В рамках этой программы работают и персональные менеджеры. Любой каприз читателя мы можем удовлетворить: найти книгу, оценить ее, сформировать библиотеку, создать владельческие переплеты и дизайнерские подарки с книгой - это тоже наше ноу-хау. У нас великолепный антикварно-букинистический отдел, есть печать по требованию, мы продаем электронные книги… Мы можем все! Ну или по крайней мере мы делаем все, чтобы сохранить и приумножить число наших постоянных покупателей. И счастливы, когда это получается…
Помимо вышеперечисленных услуг, у вас есть необычный проект "ВЖИК - вторая жизнь книги". В чем его идея?
Марина Каменева: Этот проект мы запустили в декабре 2022 года. Мы считаем его социально значимым! Цены - растут, покупательская способность падает. Людям все сложнее выделять в бюджете семьи деньги на приобретение книг. Вот и пришла идея немного поддержать наших покупателей проектом ВЖИК - вторая жизнь книги. На нашем сайте существует список наиболее актуальных книг, пользующихся спросом. Человек может ознакомиться со списком и принести уже прочитанные книги, предварительно записавшись на удобное время. Требований два: книга есть в нашем списке, и она должна быть в хорошем состоянии. На пластиковую карту покупатель получает обратно часть стоимости и использует эти деньги при покупке новых изданий. Сданные книги мы продаем по сниженной цене с отдельной наклейкой. За полгода через проект ВЖИК прошло 600 книг.
У вас в магазине часто бывают известные люди, а кто из них самый неожиданный?
Марина Каменева: Магазин "Москва" действительно любим всеми, в том числе известными людьми. И слоган "Мой любимый книжный" нам подарили сами покупатели. Мы гордимся и дорожим доверием не одного поколения москвичей. Безусловно, к нам приходят люди разных профессий, часто заглядывают медийные и известные люди. Однажды нас посетил, будучи с официальным визитом в России, арабский шейх. Но самым неожиданным и запоминающимся визитом стал приезд президента Бориса Николаевича Ельцина. Это был незапланированный визит 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина. Ко мне в кабинет зашел начальник его охраны Александр Васильевич Коржаков с вопросом: "Кто здесь директор?" и сообщил, что к нам через два-три часа приедет президент. Сотрудники ФСО занялись своими делами, а я попросила мужа немедленно привезти мне костюм! Борис Николаевич провел у нас минут сорок, расспрашивал, как мы живем и работаем. Приобрел вышедший первый том трехтомника "Жизнь Пушкина" и уехал. Вспоминаю, что была живая и интересная беседа!
А без чего не может сегодня обойтись книжный магазин?
Марина Каменева: Без хороших книг, читателей и покупателей, конечно. Ну а если серьезно, то без профессиональных специалистов в области IT-технологий, маркетинга, аналитики и службы продвижения - это все тоже обязательно.
Вы говорили, что благодаря соцопросу выявили, что в магазине "Москва" - большой процент постоянных покупателей.
Марина Каменева: Когда мы провели первый соцопрос, то были очень удивлены результатами. У нас оказалось 75% постоянных покупателей.
Продолжая глубже изучать спрос наших покупателей, мы смогли сформировать ассортиментную матрицу, а разработанная нами собственная IT-программа помогла оптимизировать скорость оборачиваемости товара.
Наша торговая площадь меньше, чем у наших коллег из других крупных книжных магазинов внутри Садового кольца, поэтому мы не можем продавать все, что издается в России, но зато можем анализировать и выбирать лучшее из того, что выходит в свет и необходимо нашему покупателю.
Вы входите в состав жюри национальной литературной премии "Большая книга" и сейчас, вероятно, читаете произведения финалистов. А какая книга лежит на прикроватной тумбочке у директора книжного магазина для души?
Марина Каменева: Сейчас я читаю книгу из серии "Жизнь в искусстве" Дэвида Вейса "Роден". Я его очень люблю, но как-то пропустила это издание. А благодаря "Российской газете" я открыла для себя книгу швейцарского журналиста Эрика Хёсли "Сибирская эпопея" - автор подписал мне ее на Книжном фестивале "Красная площадь". Я люблю Север и Сибирь, а у нас не так много книг, авторы которых глубоко погружены в эту тему.
Какое событие для вас стало самым значимым в юбилейном для "Москвы" году и почему?
Марина Каменева: Этим событием стала выставка, организованная Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля "Из истории книжной торговли в России", приуроченная к 65-летию книжного магазина "Москва", которая продлится до середины февраля 2024 года. Наверное, потому, что в этой столь значительной и масштабной экспозиции наш магазин вписан в многовековую историю развития всего российского книжного дела.
5 ноября книжному магазину "Москва" исполняется 65 лет!
Магазин приглашает читателей провести этот праздник вместе. Будут осенние угощения, приятная музыка, викторина, а также грандиозный розыгрыш призов.
С 10:00 до 22:00 - всем, сделавшим покупку на сумму
• от 1000 рублей - в подарок сертификат на скидку 20% на следующую покупку (с 6 ноября по 5 декабря 2023 года);
• от 2000 рублей - в подарок билет на моментальный розыгрыш призов, среди которых билеты в театры, в Государственный исторический музей, книги, календари и симпатичные сувениры.
А для всех, кто отмечает свой День рождения вместе с магазином 5 ноября, - подарок на кассе в зале N2.
Бестселлеры книжного магазина "Москва"
•Виктор Пелевин "Путешествие в Элевсин";
•Александра Маринина "Дебютная постановка. Том 2";
•Вуди Аллен "Нулевая гравитация. Сборник сатирических рассказов";
•Юн Фоссе "Трилогия";
•Марк Захаров "Театральная фантазия на тему… Мысли благие и зловредные";
•Фэнни Флэгг "Возвращение в кафе "Полустанок";
•Мишель Уэльбек "Уничтожить";
•Юлия Яковлева "Бретёр".
Кстати
Марина Каменева славится и своей коллекцией "книгурок" - фигурок с книгами. Название "книгурки" подарил ей известный детский поэт Андрей Усачев. Ценнейшие экземпляры из майсенского фарфора, дерева, светильники, чернильницы, литературные персонажи и исторические личности, тарелки, куклы, сделанные вручную на заказ специально для Марины Каменевой и подаренные именитыми гостями "Москвы". Этой коллекции уже более 15 лет, началась она с привезенной с Лондонской книжной ярмарки фигурки читающей женщины, а сегодня насчитывает более тысячи вещиц. Есть в коллекции даже единственная в мире "Нерпа читающая", сделанная из чароита, полудрагоценного камня.