05.11.2023 03:00
Экономика

Эксперты рассказали "РГ", что делать, если банкомат "съел" ваши деньги

Текст:  Татьяна Шмелева
Банкомат повел себя неадекватно, "съел" ваши деньги и так и не зачислил их на ваш счет? К сожалению, такие случаи, хоть и нечасто, но случаются. Банкомат - сложный программно-аппаратный комплекс, и, как и любому техническому устройству, ему периодически свойственно ломаться или работать некорректно. Но если вдруг получилось так, что банкомат "зажевал" ваши деньги или карту - паниковать не стоит: ведь с большой долей вероятности средства удастся вернуть. О том, как это сделать, рассказали опрошенные "Российской газетой" эксперты.
Невыдача банкоматом карты или денег - ситуация неприятная, но паниковать не стоит. Зафиксируйте все данные и обратитесь в банк. / Макс Ветров/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

1. Подробно зафиксируйте все детали

Если банкомат не только не отдал вам средства, но и не выдал чек (советуем всегда его брать), говорит руководитель Аналитического центра Банки.ру Дмитрий Хмелев, то обязательно запишите или сфотографируйте следующие данные:

Все эти данные вам понадобятся в дальнейшем при разъяснении ситуации с банком.

2. Как можно раньше обратитесь в банк

Для того, чтобы вашу проблему начали решать незамедлительно, Хмелев посоветовал сразу же позвонить в банк, чьим банкоматом вы воспользовались.

"Рекомендуем звонить, не отходя от злополучного банкомата. Сотрудники поддержки дадут вам инструкции о ваших дальнейших действиях и даже могут принять заявку об удержании денежных средств прямо по телефону", - говорит эксперт.

Если же по телефону вашу заявку не зарегистрировали, оставьте письменную претензию банку. В ней указывается следующее:

Банки начали активно повышать ставки по вкладам

Хмелев посоветовал подать заявление как можно раньше - желательно сразу же. В отделении банка ваше заявление обязаны принять и зарегистрировать. Также важно составить обращение в двух экземплярах и попросить оператора поставить подпись о принятии на своем.

Далее банк инициирует расследование. Хмелев объяснил, что при инкассации сверят, есть ли в банкомате лишние деньги, при необходимости "поднимут" записи с камер видеонаблюдения и отследят денежные переводы по счету. "Формальный срок расследования подобных ситуаций - до 45 дней", - добавил эксперт.

3. Обратиться в суд

Это крайняя мера и до нее дело доходит очень редко, отмечает руководитель аналитического центра Банки.ру. Однако, если все-таки сотрудник банка отказываются принять у вас заявление или затягивают сроки расследования, вы может обратиться в суд для защиты своих прав и возврата средств.

"Для этого необходимо составить исковое заявление с описанием проблем с банкоматом и бездействия банковских работников, где вы указываете дату, время, номер банкомата, сумму средств, которые не вернул банкомат, номер карты. Рекомендуем описать ситуацию максимально детально. Полезно будет приложить письменные доказательства - копию вашей претензии в банк", - сказал Хмелев.

К сожалению, добавляет он, сроки судебного разбирательства еще дольше, чем банковского расследования, и это уже крайняя мера.

Мнение юриста

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы (ЕЮС) Юрий Телегин, в свою очередь, рассказал "РГ", что невыполнение банкоматом операций, в том числе по зачислению на счет клиента внесенных им наличных денежных средств, как правило указывает на нарушение требований ст.849 ГК РФ.

Налог на недвижимость: когда и за что нужно заплатить

"Согласно указанной норме, банк обязан зачислять поступившие для клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета", - отметил Телегин.

Банк, отмечает юрист, также обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Если же операция клиента с денежными средствами была некорректно завершена банкоматом, целесообразно немедленно заявить об этом сотруднику банка, говорит Телегин. Если банкомат расположен за пределами офиса, то самым правильным способом будет сообщение об этом в банк по телефону. При этом юрист советует осуществлять аудиозапись такого звонка. В случае неурегулирования данного вопроса желательно продублировать обращение путем направления письменной претензии в банк. В зависимости от результатов его рассмотрения можно будет определяться с последующими шагами, в том числе по предъявлению требований о возмещении вреда, говорит Телегин.

Необходимо учитывать, что при определении сроков рассмотрения претензий как банки, так и суды часто руководствуются положениями части 8 статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", согласно которой оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

Эксперт Жидкова рассказала "РГ", как формируется кредитная история и можно ли ее улучшить

"Так, например, в Определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29.01.2020 по делу N 88-1750/2020, отмечено, что в результате сбоя банкомата денежные средства клиента были зачислены на его счет только по истечении 10 дней после совершения операции. Несмотря на это суд не нашел оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, указав, что не был нарушен срок рассмотрения претензии, установленный приведенной выше нормой", - рассказал Телегин.

Может оказаться целесообразным и обращение в полицию, так как в случае полного отказа банка в удовлетворении претензии по проведению спорной операции и отрицания факта внесения денежных средств, необходимо будет давать уголовно-правовую оценку ситуации, заключил юрист.

Финансы