Над грандиозным проектом "Энергия - Буран" работала вся страна, вся отечественная наука и промышленность - более миллиона сотрудников из 1 300 организаций. В том числе Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского"). Здесь проводились эксперименты с моделями "Бурана". Специалисты получили банк данных, который лег в основу создания атласа характеристик космического корабля.
Уже известный исторический факт: во время приземления на взлетно-посадочную полосу "Буран" вдруг сделал неожиданный маневр. Он резко отклонился от курса, заданного специалистами, и повернул в сторону. Сбой автоматического управления?! И вдруг - самолет выполнил петлю и приземлился четко на полосу с опережением расчетного времени на… одну секунду!
Как рассказали в ЦАГИ, корабль отклонился от средней линии полосы меньше, чем на 48 см. "Беспилотная посадка по-самолетному", - это слова выдающегося ученого ЦАГИ, член-корреспондента АН СССР Владимира Нейланда.
Система "Энергия - Буран" стала ответом СССР на вызов США, создававшего Space Shuttle для контроля орбит, возвращения спутников и т.д. Комплекс исследований по аэродинамике, тепловым режимам, прочности, динамике полета и системе управления - иными словами, всем ключевым компетенциям ЦАГИ - позволил сделать вывод: создание орбитального самолета и ракеты-носителя потребует новаторских решений. На институте лежала серьезная ответственность - по мере продвижения проекта все технические решения и разработки подтверждались, в том числе, исследованиями ученых центра авиационной науки.
Роскосмос рассекретил документы к 35-летию полета космического корабля "Буран"В ЦАГИ был выполнен колоссальный объем исследований в аэродинамических трубах во всем диапазоне чисел Маха и Рейнольдса. Владимир Нейланд инициировал разработку теоретических методов учета реальных свойств газа при высоких температурах, которые возникают при движении с большими числами Маха.
Автоматический режим управления был не только одним из ключевых преимуществ советского проекта - он остается выдающимся техническим достижением. Система управления "Бурана" - тот блок задач, в котором нашел отражение научный опыт ЦАГИ в области исследований динамики полета.
В ЦАГИ подчеркивают: специалисты института дали коллегам из ОКБ свои предложения по алгоритмам и принципам совмещения автоматического управления и управления летчиком. В институте при содействии специалистов "Молнии" был создан специальный пилотажный стенд, на котором отрабатывались режимы пилотирования.
Для решения задач, связанных с "Бураном", экспериментальная база ЦАГИ пополнилась и другими установками. В том числе теплопрочностной вакуумной камерой. Это уникальное инженерное сооружение, где воспроизводились температуры и тепловые потоки, расчетные нагрузки, высоты полета. Подобные эксперименты позволили обеспечить прочность, надежность и теплозащиту ключевых элементов конструкции космического корабля.
Специальное заключение для первого пуска системы "Энергия - Буран" стало общей профессиональной победой ученых и инженеров, задействованных в масштабном проекте. Ключевые этапы летных испытаний прошли успешно и подтвердили точность расчетов и исследований, выполненных в ЦАГИ. И об этом с гордостью вспоминают сегодня ученые института.