16.11.2023 03:00
Общество

Как и зачем готовить специалистов для креативной индустрии

Текст:  Михаил Нестеров
Российская газета - Спецвыпуск: Образование и карьера №260 (9205)
Общий вклад креативных индустрий в экономику России, по подсчетам Агентства стратегических инициатив (АСИ), составляет почти пять процентов ВВП или более 5,3 триллиона рублей. К 2035 году, по мнению экспертов, этот показатель может удвоиться.
Учебные программы на всех факультетах вуза ориентированы на практический результат. / Пресс-служба Университета "Синергия"
Читать на сайте RG.RU

В креативной сфере работают почти пять миллионов специалистов или около семи процентов от всех занятых на российском рынке труда. Это больше, чем в некоторых европейских странах. Однако давайте разберемся, с какими проблемами сталкивается креативный сектор в РФ.

Нормативная точность

В разных странах список профессий творческих индустрий разнится. АСИ в своем атласе новых профессий к креативным индустриям относит дизайн, рекламу, киноиндустрию, анимацию, ивент-индустрию и образование.

Ввести определение креативных индустрий в России пытались в 2014 году в документе "Основы государственной культурной политики". Под креативными индустриями понималась продажа товаров и услуг, основанных на интеллектуальной собственности. Однако это слишком широкое понятие для правового поля. В 2021 году Минкультуры России разработало документ с предложениями по развитию творческих индустрий, но законодательной базы для этого по-прежнему недостаточно. В августе Владимир Путин поручил правительству актуализировать Концепцию развития творческих индустрий до 2030 года. Президент России распорядился также внести в федеральное законодательство изменения, предусматривающие определение понятий "креативная экономика" и "творческие (креативные) индустрии".

Как сообщили "Ведомости" со ссылкой на источники, в Госдуме уже подготовили законопроект "О развитии креативных (творческих) индустрий". Согласно нему, креативной индустрией предлагается считать "экономическую деятельность, непосредственно связанную с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью". Целью этого рамочного документа будет не столько регулирование, сколько создание условий для развития отрасли. По сути, принятие ФЗ будет означать запуск работы по этому направлению на федеральном уровне.

В России скоро появится закон о креативных индустриях

Следующим этапом должны стать разработка и реализация мер поддержки, стимулирующие развитие этого сектора экономики. Так, креативному классу нужны льготы на аренду креативных пространств, мастерских и лабораторий, то есть на создание инфраструктуры. В Москве она активно создается - открываются бизнес-инкубаторы и креативные кластеры. В регионах все не так радужно.

Нормативная неопределенность тормозит развитие и креативного предпринимательства. Разработка, производство и распространение продукции в этой сфере относятся к разным видам деятельности, хотя являются единым процессом. Зачастую компании, когда получают разрозненные коды ОКВЭД (классификация видов экономической деятельности), не могут рассчитывать на государственную поддержку в той или иной форме. Закрепление сектора в правовом поле позволит игрокам отрасли работать в подходящем налоговом режиме, привлекать льготное финансирование или получать гранты, что создаст дополнительные возможности для развития.

Основа сектора - кадры

Другая проблема связана с подготовкой кадров в этой сфере. Спрос на специалистов с профильным образованием за 3-5 лет вырос вдвое. Один из способов решения проблемы дефицита кадров - создание центров переподготовки, дающих работающим россиянам возможность переучиться. Среди лидеров в этой сфере - Университет "Синергия", который недавно создал собственный Центр переподготовки, работающий по модели "Учись сейчас - плати потом". Такой подход позволяет оплачивать обучение после завершения учебного курса и трудоустройства по новой специальности. Центр выпускает графических дизайнеров, веб-дизайнеров, дизайнеров интерьеров и других специалистов.

Изучение каждой дисциплины в университете заканчивается интересным кейсом

"Запрос на креативщиков абсолютно точно растет. Внешнее санкционное давление выступило катализатором импортозамещения в этой индустрии. Если раньше более популярными были иностранные бренды, то сейчас спросом пользуется российская продукция. И она нуждается в функциональном, удобном и эстетически привлекательном дизайне. Причем речь идет о совершенно разных товарах и объектах, начиная с предметов быта и заканчивая элементами ландшафта. На специалистов в этой области сейчас большой спрос, и я ожидаю повышенный интерес к подготовке таких кадров", - отмечает ректор Университета "Синергия" Артем Васильев.

Как показал анализ креативного класса России, который провел НЦМУ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала" НИУ ВШЭ, по специальности работают лишь около половины занятых в творческих сферах. При этом наиболее востребованными, а главное, дефицитными навыками оказались те, что нарабатываются во время обучения. Это профессиональные технические навыки, непосредственно связанные с работой, умение обращаться с профессиональной документацией, а также цифровые компетенции.

Эксперт Владислав Гриб: Нейросети и цифровизация сильно меняют высшее образование

"С обучением творческим специальностям у нас до сих пор есть сложности. Устаревшая система образования, блокирующая творческое начало, и отсутствие нужной инфраструктуры - серьезная проблема креативных индустрий. В России есть множество центров общего пользования с научным оборудованием, но не хватает материально-технической базы для креативной индустрии. В этой сфере необходимо полностью погрузить будущих специалистов в производственный процесс. Студента нужно не только научить создавать дизайн, ему нужно показать весь путь - от рождения идеи до реализации и потребления конечной продукции", - говорит Артем Васильев.

Профильные учебные заведения решают этот вопрос по мере возможностей. По словам Васильева, "Синергия" как частный вуз вкладывает значительные средства в оснащение лабораторий и студий современным оборудованием. Университет создал креативный кластер полного цикла, чтобы ребята учились не просто создавать креативный продукт, но и монетизировать его. Например, в рамках кластера "Синергии" функционируют мастерские и лаборатории полиграфического, фото- и видеопроизводства.

В условиях нацеленности российской экономики на импортозамещение и создание отечественных производств и брендов такие кластеры обретают особую значимость. Поскольку креативная индустрия идет в связке практически со всеми отраслями экономики, с их развитием растет спрос и на креаторов.

"Креативное" образование

Еще одной проблемой подготовки специалистов креативных индустрий, помимо технического оснащения, является необходимость переноса идей в практическую плоскость и их монетизация. Недостаточно просто создать продукт - его нужно упаковать, презентовать и реализовать конечному потребителю как внутри страны, так и на экспортном рынке. По сути, речь идет о формировании несырьевой экономики, поэтому умение монетизировать - важнейший навык, которым должны обладать креаторы.

"Одна из основ обучения в "Синергии" - практико-ориентированный подход, включающий и конечную реализацию креативного товара. Учебные программы на всех наших факультетах включают в себя проектную работу, ориентированную на практический результат. Изучение каждой дисциплины заканчивается интересным кейсом не только для студентов", - рассказывает ректор университета. Например, факультет дизайна и рекламы организует "Креативные пятницы", куда компании и ведомства приходят с конкретной задачей. Студенты ее решают, а потом защищают проект перед работодателем.

"Лучшие работы компания забирает и часто внедряет в жизнь. К нам приходят довольно крупные предприятия, и иногда такая практика заканчивается для студентов либо трудоустройством, либо вознаграждением", - поясняет декан факультета дизайна и рекламы Университета "Синергия" Татьяна Ашутова. По ее словам, вуз отошел от традиционного формата прохождения практики, когда студенты заполняют дневники и готовят отчеты. Университет обучает студентов на реальных кейсах.

Такой подход позволяет объединить на одной площадке работодателей и будущих специалистов. "У нас есть свое креативное агентство, а также Центр креативных индустрий факультета дизайна и рекламы, который дополнительно сопровождает студентов. Они могут прийти туда со своим проектом и подать заявку на федеральный грант. Самому это сделать сложно, а специалист Центра поможет довести работу до конкурсного уровня и оформить документы", - говорит Ашутова. В частности, студентка университета прошла стажировку в Россельхозбанке, а затем была туда трудоустроена. Кроме того, Центр креативных индустрий готовит различные проекты для заказчиков, к чему привлекает и студентов. Так, для правительства Рязанской области здесь разрабатывают универсальную открытку для поздравления в любой праздник.

Это важно не только для ребят, получающих опыт реальной работы, но и для компаний, использующих в работе свежие идеи студентов. "У нас есть также Центр карьеры "Синергии", благодаря которому учащиеся узнают все о рынке труда. Молодым специалистам помогают собрать портфолио, подготовить резюме и успешно пройти собеседование. Кроме того, в "Синергии" есть одно из лучших студенческих кадровых агентств, где можно найти подходящие вакансии. И доступ к нему сохраняется даже после окончания обучения и трудоустройства", - добавляет декан.

Аналогичного подхода придерживаются и на других креативных факультетах "Синергии" - анимации, комиксов, кино и телевидения, музыкальной индустрии и арт-факультете.

Нейросеть и человек: кто кого?

Однако с появлением и развитием нейросетей мнения по поводу будущего креативщиков и соответственно необходимости подготовки таких кадров радикально разделились. Некоторые полагают, что в скором времени искусственный интеллект заменит всех специалистов творческих сфер. В частности, российский дизайнер Артемий Лебедев считает, что "дизайнеры перестанут быть создателями логотипов и станут операторами нейросетей".

Минобрнауки: Новая система высшего образования будет внедрена с 1 сентября 2025 года

Другая позиция - ИИ не сможет заменить творческого человека, поскольку генерирует определенный набор типовых решений, исходя из уже имеющихся данных.

"Нейросеть не обладает культурным кодом, эмоциональным интеллектом, не чувствует потребностей. Ее можно и нужно использовать в качестве инструмента, но полностью заменить специалиста особенно в творческой индустрии она не может. Но ИИ это уже не будущее, а реальность. Поэтому в "Синергии" мы учим студентов работать с нейросетью. С ее помощью они создают проекты и корректируют их. Так что, по окончании университета выпускники наших креативных факультетов обладают всеми необходимыми навыками работы с искусственным интеллектом", - резюмирует ректор "Синергии" Артем Васильев.

Образование