Мэр Сергей Собянин назвал это большим событием для всей транспортной отрасли столицы. "Думаю, что со временем от электробусов Москва будет переходить дальше - к электромобилям, будет становиться более экологичной, более современной с каждым годом", - добавил градоначальник.
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев сообщил журналистам подробности: площадь электробусного парка составляет более 10 гектаров, на участке расположились производственный и административно-бытовой корпуса, зарядные станции с ультрабыстрым зарядом и автозаправка, контрольно-технический пункт и ряд объектов инженерной инфраструктуры. "Территория, не занятая корпусами и складскими помещениями, благоустроена и озеленена", - уточнил Бочкарев.
Но для того, чтобы лучше понять, что представляет собой этот огромный сверхсовременный комплекс, нужно пройти по всему пути тех, для кого он построен, - электробусов. Итак, каждые 10 минут из ворот парка выезжает электробус. Его путь лежит через КПП со шлагбаумом и охраной. Сюда же водитель заезжает, когда заканчивает смену.
В конце маршрута он обязательно осматривает салон - нет ли забытых предметов или повреждений - и только после этого передает технику специалистам для подготовки к следующему рабочему дню.
А электробус сразу по прибытии в парк следует на мойку. Первым делом два специалиста приводят в порядок салон: вручную протирают стекла, подоконники, поручни и пол. После чего начинается обработка кузова в "автоматическом режиме": машина заезжает в моечное пространство, где срабатывают лазерные датчики - идет подача воды и специальных шампуней, включаются щетки.
В конце цикла, который занимает максимум 10 минут, электробус проходит так называемую "досушку" - с него сгоняется лишняя вода.
Следующая остановка - в том же производственном корпусе, где расположены также кузовной и слесарно-механический цеха, цех по ремонту электродвигателей, малярное отделение и покрасочная камера. Здесь громадная машина каждый день проходит технический осмотр и обязательное техническое обслуживание.
Осмотр включает в себя проверку рулевого управления, наружного и внутреннего освещения, видеонаблюдения бортового оборудования, исправности стеклоочистителя и стеклоомывателя.
В салоне специалисты должны убедиться в надежном креплении всех сидений и поручней. Техобслуживание предусматривает устранение всех замечаний, полученных при осмотре, а затем проведение специальных работ по регламенту, разработанному заводом-изготовителем. Заключительный этап - зарядка аккумуляторов. На территории парка 210 зарядных постов, которые могут работать как в долгом, ночном режиме, так и в ультрабыстром. Выглядит это так: машина останавливается под зарядным куполом, и через пантограф на крыше электробуса начинает поступать ток. Когда батарея достаточно заряжена, пантограф автоматически опускается. И все - электробус готов к очередной смене.
Москва покупает электробусы по так называемому контракту жизненного цикла: производителю оплачивают не только сами машины, но и их обслуживание в течение всего срока службы. Он запланирован на 15 лет, что вдвое больше, чем служит дизельный автобус (в Москве - семь лет), и пока из этого срока даже первые электробусы прослужили не больше трети. Однако созданная для них система обслуживания разрабатывалась с расчетом, чтобы ежедневно выходящие на линию машины не только выглядели, но и работали "как новенькие". И если в первые пару лет надежность отечественных электробусов вызывала вопросы, то теперь электротранспорт российской столицы опередил Лондон и Париж и по количеству электробусов в парке общественного транспорта, и по надежности их эксплуатации.
Но вернемся в Красную Пахру и посмотрим на подготовку к рейсу водителей электробусов. У них - свой регламент. Получив в диспетчерской путевой лист, водитель обязательно проходит медосмотр, который включает в себя измерение пульса, давления, температуры и концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе. Все данные заносятся в распечатку, и если отклонений нет, медицина дает "добро". После чего водитель отправляется к механику, вместе с ним осматривает и принимает свой электробус и выезжает из парка.
А еще для водителей и других сотрудников в электробусном парке, где работают 500 человек, есть просторная комната отдыха, столовая и даже тренажерный зал с современными беговыми дорожками, велотренажерами, стойкой для жима штанги и так далее. Желающие могут прийти позаниматься после смены или в выходной.
За первый год работы электробусного парка его машины перевезли на экологическом транспорте более полутора миллионов пассажиров. А столица обзаводится все новыми электробусными парками. 3 июля такой был открыт в Митино - на участке площадью 9,4 гектара с перспективой хранения, технической эксплуатации, обслуживания и ремонта до 300 электробусов большого класса. Здесь так же, как и в Красной Пахре, имеется необходимая инженерная инфраструктура и производственный корпус площадью 11,3 тысячи квадратных метров, оснащенный современным оборудованием для обслуживания и ремонта машин. А также административно-бытовой корпус со столовой, раздевалками, комфортными комнатами отдыха для водителей. По мере выхода электробусного парка "Митино" на эксплуатационную мощность здесь будут работать до 550 человек.
Современный парк для 78 электробусов появится и в районе Новокосино, строительные работы уже завершены, ведется пуско-наладка, сообщил руководитель департамента строительства города Москвы Рафик Загрутдинов.
Электрификация городского транспорта очень важна для экологии столицы. Известно, что один электробус по сравнению с дизельным автобусом снижает выбросы углекислого газа в воздух на 60,7 тонны в год. В Москве, по словам мэра Сергея Собянина, уже эксплуатируется более 1200 электробусов. Это значит, что количество вредных выбросов в городе уже сокращено не менее чем на 73 тысячи тонн в год. Экологи утверждают, что такой объем поглощения может обеспечить лиственный лес площадью не менее 20 тысяч гектаров. Для сравнения: общая площадь зеленых насаждений на территории "старой Москвы" составляет лишь 16,9 тысячи гектаров.
А в 2024 году на дорогах столицы будут курсировать 2250 электробусов, и уровень загрязнения воздуха углекислым газом должен снизиться на 135-145 тысяч тонн. Это означает, что в экологическом смысле электробусы заменят Москве 40 тысяч гектаров леса. Вот поэтому в столице один за другим и появляются электробусные парки, которые по "экологическому эффекту" не только не уступают привычным паркам, но и многократно их превосходят.