Как возникает антибиотикорезистентность и почему нужно стараться свести к минимуму использование антибиотиков, "Российской газете" рассказала руководитель Референс-центра Роспотребнадзора по мониторингу остаточного количества антибиотиков в продовольственном сырье и пищевых продуктах и антибиотикорезистентности бактерий, старший научный сотрудник ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Нина Куликова.
Опросы показывают: до сих пор, не смотря на все объяснения медиков, примерно каждый пятый россиянин, заболев ОРВИ или гриппом, начинает пить антибиотики. К чему это приводит?
Нина Куликова. Надо еще раз вспомнить, что грипп, ковид, другие ОРВИ вызываются вирусами. В то время как антибиотики - это антибактериальные препараты. Ими возможно лечение инфекций, вызванных бактериями, например, сальмонеллез, но не вирусных заболеваний.
Применение антибиотиков для лечения вирусных инфекций не только бесполезно, но и приносит прямой вред организму. Когда мы антибиотиками лечим ОРВИ, то подавляем микрофлору нашего желудочно-кишечного тракта: часть микрофлоры, не только патогенной, но и полезной погибает, но какие-то бактерии оказываются устойчивыми к препарату и продолжают свою жизнедеятельность. В дальнейшем они будут размножаться и передавать свой генетический материал будущим поколениям бактерий, а также посредством, например, плазмид (это составляющая часть генетического материала бактерии) обмениваться генетической информацией со своими "соседями" - другими видами бактерий. Именно плазмиды несут в себе гены резистентности к различным антибиотикам. Таким образом происходит селекция устойчивых бактерий в нашем ЖКТ.
Получается: то, что не убивает бактерии, делает их сильнее?
Нина Куликова: Совершенно верно! Наглядный пример того, как мы сами способствуем выработке устойчивости у бактерий, это наше отношение к приему лекарств. Врач назначает определенный курс антибиотиков, чтобы патогенные микроорганизмы уничтожить полностью. Если мы не пропили весь курс, то будет подавлена лишь часть бактерий, особо чувствительных к препарату. Другая же часть бактерий выстоит и даже станет сильнее.
У бесконтрольного самолечения антибиотиками есть и другая сторона. Вы не пропили весь курс, у вас остались неиспользованные таблетки. Вы их выбрасываете, когда у них истекает срок годности. Они оказываются на мусорном полигоне, оттуда со сточными водами попадают в почву, затем на поля. И вместе с растительной пищей попадают к нам на стол. Либо в составе растительных кормов поступают в организм животных, а оттуда - в продукцию животного и растительного происхождения.
То есть слухи о том, что мясо бройлеров, свинина, молочная продукция "напичканы" антибиотиками, вовсе не слухи?
Нина Куликова: Я бы не стала говорить, что "напичканы", но остаточные количества антибиотиков и в мясе, и в молоке действительно можно обнаружить. Они попадают туда не только тем путем, о котором я сказала выше. В сельскохозяйственном секторе ( в животноводстве и птицеводстве, а также в аквакультуре и растениеводстве) нередко используют антибиотики, причем не только для лечения заболеваний, но и в качестве стимулирующих добавок и профилактических средств. И если забой скота или птицы происходит в нарушение сроков выведения препарата из организма, то в полученном мясе могут быть выявлены остаточные количества антибиотиков.
Что произойдет, если съесть такую курицу или выпить такое молоко?
Нина Куликова: Антибиотики попадут в организм человека, и будет происходить дальнейшая селекция резистентных бактерий. И впоследствии, когда человек заболеет, будет сложнее его лечить. Глобально же все это может привести к тому, что самые банальные инфекции могут стать неизлечимыми.
Хочу еще раз подчеркнуть, проблема в том, что таким образом организм в результате получает небольшую дозу антибиотика. Ее недостаточно, чтобы убить всю микрофлору, но вполне хватает, чтобы "натренировать" бактерии и помочь им приспособиться к антибактериальным препаратам.
В каких продуктах чаще всего встречаются антибиотики?
Нина Куликова: Наш референс-центр ведет мониторинг остаточного количества в готовых продуктах и продовольственном сырье - и российском, и из сопредельных государств. Наибольшее количество контаминированных антибиотиками образцов мы обнаруживаем в молочной и мясной продукции, а также птицепродукции. В основном выявляем антибиотики из группы амфениколов и тетрациклинов.
Однако в последние годы ситуация становится лучше - доля продуктов с превышением остаточного количества антибиотиков снижается. Это не случайность: сейчас повсеместно, и в России, и в других странах усиливаются меры по контролю за применением антибиотиков не только в медицине, но и в сельском хозяйстве, особенно в животноводстве.
Надеюсь, что и население стало более ответственно относиться к использованию антибиотиков.
Как проводится контроль?
Нина Куликова: Исследования на содержание антибиотиков в пищевой продукции мы проводим методами жидкостной хромато-масс-спектрометрии (ВЭЖХ-МС/МС). Кроме того, проводится постоянный мониторинг антибиотикорезистентных бактерий пищевого происхождения, выделенных на территории всех восьми федеральных округов России и в сопредельных государствах. Мы проводим мультилокусное секвенирование бактерий с отражением результатов исследований на карте России и СНГ.
По выявленным сиквенс-типам можно судить как о вероятных свойствах антибиотикоустойчивости изученных культур, так и о спектре применяемых антибиотиков в сельском хозяйстве в нашей стране и соседних странах.
Может ли сам покупатель, купив кусок мяса или курицу, проверить их на содержание антибиотиков? Есть ли какие-то приемы в их приготовлении, которые позволят уменьшить количество вредных компонентов?
Нина Куликова: К сожалению, сам покупатель не может оценить содержание антибиотиков в пищевой продукции - для таких анализов нужна специальная приборная база и программное обеспечение.
Но обезопасить себя от таких продуктов, безусловно, можно. Во-первых, нужно соблюдать обычные санитарно-гигиенические правила. Самое простое - это мытье рук после контакта с животными или после земляных работ, а также содержание в чистоте помещений и поверхностей для приготовления еды. Во-вторых, термическая обработка мяса - при высоких температурах химическая структура некоторых антибиотиков разрушается. Кроме того, если продукт хорошо приготовлен, уменьшается риск, что патогенные бактерии попадут в организм и вызовут инфекцию.
Но нужно думать не только о том, как не получить антибиотики через пищу. В первую очередь, важно не заниматься самолечением и не принимать эти препараты бесконтрольно, бездумно, а только по назначению врача.
Многое зависит и от врача: прежде, чем назначить лечение, он должен направить больного на анализ, чтобы выявить патоген, который вызвал развитие инфекции. Тогда будет ясно, какими препаратами ее можно лечить, а какими нежелательно, потому что это не даст никаких результатов.
Об антибиотикорезистентности говорят очень много. Борьба с нею - одна из приоритетных целей ВОЗ. Насколько серьезна ситуация?
Нина Куликова: Уже сегодня стало крайне сложно лечить многие заболевания. В первую очередь это возникающие инфекционные осложнения у пациентов в тяжелом и критическом состоянии, находящихся в отделениях реанимации и интенсивной терапии, а также инфекции кровотока, урогенитального тракта, пневмонии и многие другие.
Острота проблемы еще и в том, что раньше ученые постоянно разрабатывали новые виды антибиотиков. Но сейчас портфель клинических разработок новых противомикробных препаратов крайне мал. По данным
ВОЗ, в 2019 году на этапе клинической разработки находилось 32 антибиотика, которые предназначены для борьбы с возбудителями, включенными в список приоритетных. И из этих 32 потенциальных лекарств только шесть отнесены к категории инновационных.