Во многом это стало возможным благодаря поддержке еще одного кандидата в президенты - Патрисии Буллрич, которая не прошла во второй тур, но после поражения объявила о поддержке Милея. И это несмотря на прежние разногласия и даже судебный иск по обвинению в клевете, который против него выдвинула Буллрич. Так кто же такой новый президент Аргентины?
Хавьер Милей родился 22 октября 1970 года. Будучи подростком, он играл в футбол и даже входил в профессиональную команду, но потом бросил спорт, чтобы заняться экономикой. Получив профильное образование, он более 20 лет преподавал этот предмет в различных университетах, работал в банке, консультировал предпринимателей и политиков. С 2012 года Милей начал писать статьи в качестве обозревателя в ряде газет, неоднократно выступал на телевидении, даже вел собственную программу на радио, а затем и на ТВ. Благодаря этому он стал широко известен публике. В 2019 году журнал Noticias включил его в список 100 самых влиятельных людей Аргентины, он занял в нем 27 место, а в 2021-м поднялся аж на 4 строчку.
В политику он пришел совсем недавно. В 2021 году он стал депутатом аргентинского парламента от партии "Либертад аванса" (La Libertad Avanza). В этом качестве он прославился критикой старой политической касты, а также розыгрышем в лотерею своей зарплаты. Он называл это способом избавиться от грязных денег. В то же время надо отметить, что за всю свою деятельность в парламенте он не предложил ни одного законопроекта. Его победа на праймериз в августе вызвала шок в политическом истеблишменте страны.
Во многом популярность Милея связана с критикой прежних властей. И его предложения довольно радикальны. Например, в ходе предвыборной кампании он высказал идеи ликвидации центробанка страны, отказа от национальной валюты и перехода на доллар, что ведет к полному пересмотру всей финансовой системы Аргентины. Он также выступает против абортов и предлагает провести референдум по пересмотру закона 2020 года, который узаконил прерывание беременности. Такой же позиции он придерживается в отношении эвтаназии. Одновременно Милей предлагает разрешить свободное ношение оружия, легализовать наркотики, узаконить продажу органов. Из-за столь противоречивых идей четко определить его политическую позицию не могут даже на Западе. Его называют и популистом, и ультраконсерватором, и ультралибералом. Сам он себя позиционирует как либерального либертарианца, придерживающегося минархистских и анархо-капиталистических принципов.
В случае своей победы он обещал ликвидировать центробанк, министерства образования, здравоохранения и социального развития, которые он считает лишь "кормушкой" для чиновников. "Когда у политиков отберут машину для печатания билетов, инфляция прекратится, потому что инфляция всегда и везде является денежным явлением, порожденным избытком денег", - говорил он. По мнению Милея, государство должно оказывать минимальное воздействие на происходящее в стране, заминаться только вопросами безопасности и организацией судебной системы.
Как показывали опросы, проведенные еще в марте, до 17 процентов аргентинцев были готовы поддержать его в борьбе за кресло президента республики вовсе не за его экономические идеи, а в знак протеста против прежних властей. Ведь при них страна погрузилась в глубокий кризис (40 процентов из 45 миллионов граждан Аргентины оказались в нищете).
С тех пор поддержка Милея только выросла. "Это голосование просто пахнет отчаянием. Многие аргентинцы сознательно проголосовали против своих экономических интересов, поскольку признают, что статус-кво катастрофичен", - указал Бенджамин Гедан, представитель Международного научного центра имени Вудро Вильсона (организация запрещена в РФ).